Цель урока: формирование представления о странах мира и их группировке по различным признакам.
Основные понятия: страна, политическая карта, граница, столица, суверенитет, колония, республика, монархия; аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Задачи:
Образовательные: Рассмотреть географическое положение различных стран Определить численность государств Сравнить государства по площади территории Закрепить полученные знания посредством прохождения электронного теста, работы с тетрадью-тренажером
Развивающие задачи:
Воспитательные:
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, карта плотности населения мира, рисунки и фотографии стран мира, электронное приложение к учебнику (DVD-ROM), компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация Power Point.
Учитель:
На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд 1).
А для начала давайте дадим определение, что же такое страна.
(Каждый учащийся дает свое определение(понимание) этого термина)
Учитель:
Итак, страна - это территория с определенными государственными границами и законами.
Перед вами политическая карта мира. Скажите, на какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?
Учащиеся: Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.
Учитель: А к какому виду мы с Вами отнесем политическую карту мира?
Учащиеся: политическая карта мира относится к тематическим картам
Учитель:
Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите, почему используется так много цветов?
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учащиеся: Для наглядности, быстрого нахождения определенного государства и его границ.
Учитель:
В настоящее время насчитывается порядка 230 стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд 2
Все страны отличаются между собой по разным признакам:
Признаки отличия стран:
Рассмотрим каждый из признаков подробнее:
Страны в первую очередь подразделяются по занимаемой площади территории. Самое большое государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1 млн. км2., есть страны, занимающие целый континент (например, Австралийский Союз), есть занимающие половину континента (Канада), а есть микрогосударства, так называемые страны-карлики (Ватикан)
Рассматриваем страны, работаем с настенной политической картой мира и политической картой Европы.
Учащиеся находят государства и их столицы и наносят их на контурную карту с. 8-9
По географическому положению выделяют страны, занимающие несколько островов (страны-архипелаги), есть островные государства (Куба), полуостровные (располагающиеся на полуостровах), приморские государства и не имеющие выхода к морю.
В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
Учащиеся: Преимущество приморских стран выражается в улучшении транспортного сообщения с другими государствами, что сказывается на экономике страны.
Учитель: Приведите примеры стран каждого типа
По численности населения первое место в мире принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть государства со средней численностью, а есть страны-карлики.
По форме государственного правления государства бывают республиками и монархиями. Монархии в свою очередь бывают абсолютными и конституционными.
Учащиеся зачитывают информацию из географического блокнота (учебник с. 51).
Учитель: какие 3 звена хозяйства вы знаете?
Учащиеся: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг
Учитель: В зависимости от преобладания того или иного звена хозяйства страны подразделяются на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Приведем примеры.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны мира, познакомились со странами, их группировкой по различным признакам, поработали с политической картой.
Используемый УМК:
Дополнительная литература: