Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме Окислительно-восстановительные реакции

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 527

Новоселова Ирина Анатольевна, учитель химии и биологии

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.

Цели:

Обучающие:

  1. сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель»;
  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
  5. Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций
  2. Продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Методы обучения: фронтальный, проблемный.

Средства обучения: таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Доброе утро! Меня зовут Ирина Анатольевна. Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте посмотрим на них, улыбнемся им и забудем про них. На уроке останемся только мы и химия.
«Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает»
В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?
Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока.
Ответы детей:
– Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему.
Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите инициалы. Каждый из вас в течение урока будет оценивать свою работу на этапах. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.
Лист самооценки: (Ф.И. уч-ся)
1 этап 2 этап 3 этап
Итоговая оценка:
Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна.
2. Актуализация знаний.
Давайте самые простые запишем: (Доска)
1. Окисление железа кислородом воздуха
Fe + O2 = Fe2O3
Где в жизни мы встречаемся с данной реакцией?
(Ржавая железная крышка)
ржавление железа
2. Образование угольной кислоты из углекислого газа и воды
CO2 + H2O= H2CO3
минеральная вода
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Какие возникли затруднения?
В простых веществах СО химических элементов равна нулю.
Чем отличаются реакции?

(оцените себя на этом этапе урока)
Чему равна с.о. в простых веществах?

В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет.
Как называются реакции в результате которых у химических элементов меняются степени окисления?
Такие реакции, в результате которых у химических элементов меняются степени окисления называются окислительно-восстановительными.
?
3. Целеполагание и мотивация.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Запишем тему урока в тетрадь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Чему должны научиться на уроке?
– Определять С.О. элементов
– Узнать, как происходит изменение свойств химических элементов в результате таких реакций.
– Научиться составлять ОВР
– Знать какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека.
ОВР
Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением.
Дети предлагают свои версии
Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью.
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Затруднение
Что отражает степень окисления?
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Какая это реакция?
По какому признаку определили?
Истинный заряд ионов
Изменились у ртути и у серы.
ОВР
Изменились С.О.
Что же произошло с элементами изменившим С.О.?
– Как изменилась СО у ртути?.
– как изменилась СО у серы?
Запишем уравнение:
Hg – 2e – Hg восстановитель, окисляется–
процесс окисления
S + 2e – S окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления
Что называют окислением?
Откройте учебник стр. 186 найдите определение.
Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной.
Что называют восстановлением?
Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов.
?
понизилась
повысилась
Может ли процесс окисления протекать без процесса восстановления?
Вывод в тетрадь: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны.

Hg + S = HgS (доска)

В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому:
Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется.
К восстановителям относят металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода и др.
Сформулируйте определение окислителя.
Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят галогены, кислород, кислоты.
Нет.
Какая закономерность прослеживается в ОВР?
Запишем уравнение ОВР
Hg – 2e – Hg окисление
S + 2e –S восстановление

Спросите что непонятно.
Количество отданных и принятых электронов должно быть равно.
4. Первичное усвоение учебного материала.
Выполните задание на карточке:
Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:
Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O
2Ca + O2 =2CaO
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Почему вы решили, что реакция под №2 ОВР?

Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ.
Реакция, протекающая с изменением С.О.
Какая закономерность прослеживается?
Запишите уравнение ОВР

Оцените себя на данном этапе
Число отданных и принятых электронов равно.
5. Осознание и осмысление учебного материала.
Где в жизни мы можем встречаться с ОВР?
6. Закрепление.
Проверим себя.
Закончи предложение.
*ОВР – это
*окисление – это процесс (отдачи электронов)
*восстановление – это процесс (присоединения электронов)
*число электронов отданных восстановителем должно быть равно числу принятых электронов окислителем)
(взаимопроверка с доски)
Оцените себя на данном этапе
7. Домашнее задание.
Стр. 186-188 №4 стр. 188
8. Итоги. Рефлексия.
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» скажите вслух «Я молодец!»
Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела. Цвет раствора изменился. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал?
Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку.
Спасибо за работу!

x