Цель урока: сформировать понятия файл, имя файла, расширение файла.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Повторим памятку по преобразованию единиц измерения информации (выполнять задание с проговариванием: “Перевожу килобайты в байты. В одном килобайте 1024 байта, поэтому умножаю на 1024”).
2. Решим задачу.
Сколько дискет понадобится для хранения 86400000 байт информации?
Решение:
86400000 байт:1024=84375 Кбайт:1024=82,4 Мбайт
82,4 Мбайт:1,44 Мбайт=58,8
Ответ: примерно 60 дискет, лучше использовать компакт-диск.
3. Фронтальный тест.
1. Носителями внешней памяти современного компьютера являются:
а) бумага;
б) перфокарта;
в) магнитная лента;
г) оптический диск.
2. Чтобы процессор мог работать с программами, хранящимися на жестком диске, необходимо:
а) загрузить их в оперативную память;
б) вывести их на экран монитора;
в) загрузить их в процессор;
г) открыть доступ.
3. 1,44 Мбайта – это объём:
а) диска CD-R;
б) дискеты;
в) современного винчестера;
г) современного диска DVD.
4. Основное назначение компакт-дисков:
а) создавать информацию;
б) хранить программы и данные, не находящиеся всё время в ОЗУ;
в) обрабатывать информацию;
г) хранить Мультимедийные программы.
5. Каким образом кодируются двоичные сигналы на оптических носителях:
а) включен/выключен;
б) отражение/поглощение;
в) намагничено/не намагничено;
г) горит/не горит.
6. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
а) CD-ROM дисковод;
б) жесткий диск;
в) дисковод для гибких дисков;
г) стример.
7. Для хранения сверхбольших баз данных используют:
а) дискеты;
б) диски CD-R;
в) диски DVD;
г) жесткий диск.
8. В целях сохранения информации необходимо оберегать жесткие диски от:
а) холода;
б) ударов;
в) перегрева;
г) перепадов атмосферного давления.
Ответы: 1г, 2а, 3б, 4г, 5б, 6б, 7в, 8б.
II. Изучение нового материала.
Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде файлов.
Имя файла состоит из двух частей - собственно имени и расширения. Собственно имя файлу даёт пользователь. Имя файла может включать до 255 символов, из которых 3 символа отводится под расширение.
Для операционной системы важно различать, что внутри файла. Человек визуально различает в книге тексты, рисунки, графики и таблицы. На диске все виды информации представлены одинаково, а именно в виде последовательности нулей и единиц. Для того, чтобы операционная система различала, что хранится внутри файла, и не пыталась рисовать текст на экране или печатать мелодию, или озвучивать программу у каждого файла, помимо имени, должен быть специальным образом присваивающийся формат, указывающий на тип хранимой информации в файле. На содержимое файла указывает расширение, записываемое после имени файла и отделяемое от него точкой.
- Назовите виды информации, которые можно обрабатывать на компьютере (текст, графика, числа, звук, видео).
Типы файлов тоже можно сгруппировать по видам информации.
Вывод:
III. Первичная проверка знаний.
Задание 1. Выберите правильные имена файлов:
Ответ: 1, 2, 4, 5, 6.
Задание 2. Что может храниться в следующих файлах?
House.doc
House.bmp
Задание 3. Придумай имя файла, в котором будет храниться изображение твоего любимого литературного героя. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 4. Придумай имя файла, в котором будет храниться сочинение по русскому языку. Выдели собственно имя и расширение.
Задание 5. Придумай имя файла, в котором может быть записана твоя любимая песня. Выдели собственно имя и расширение.
IV. Практическая часть.
А) Повторить правила работы на ПК.
Б) Выполнение задания “Поиск файлов”.
1. Выполнить команду главного меню (Пуск – Поиск – Файлы и папки)
2. В поле ввода “Часть имени файла”:
3. Аналогично найти файлы с расширением txt, имена которых начинаются на букву А (а*.txt).
4. Найти файлы с расширением bmp, имена которых содержат ровно четыре символа.
5. Найти файлы, расширение которых состоит ровно из двух символов.
В) Выполнить комплекс упражнений для глаз.
V. Подведение итогов урока.
Вопросы:
- Что такое файл?
- Из каких частей состоит имя файла?
- Кто придумывает имя файла? Какие ограничения?
- Кто даёт расширение файлу? На что указывает расширение?
VI. Рефлексия.
Нарисуйте цветок. В зависимости от ваших знаний и умений по теме урока, укажите в какой части цветка вы находитесь ( корень, стебель, цветок, …)
VII. Информация о домашнем задании.