Цели урока:
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
кабинет (мастерская) трудового обучения;
инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.
2. Дидактическое обеспечение:
Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” выполненная в Microsoft PowerPoint
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.
Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;
2. Сообщение темы урока:
“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”. Презентация. Слайд 2.
Цель урока.
Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)
Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.
3. Актуализация знаний:
Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы
И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.
Вопросы к классу:
4. Изложение учителем нового материала (Слайд 3–11).
В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?
Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками (Слайд 3–5).
Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.
Запишите в тетрадь следующие термины.
Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.
Раппорт определяют числом входящих в него нитей.
Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry
Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.
Закрепление изученного материала.
Лабораторная работа (7 мин).
А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей” (Слайд 13).
Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.
(Групповая работа.)
По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.
Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.
Контрольные вопросы:
С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?
Что такое раппорт? (Слайд 13.)
5. Практическая работа:
Выполнение ткацких переплетений.
Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.
Работа в группах.
Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.
Для каждой группы переплетения будут разные. Эта группа саржевое, эта сатиновое, соответственно эта атласное.
В ваших коробках лежат шерстяные нитки, иглы, ножницы и мини ткацкий станок ТРАФАРЕТ. Возьмите это и положите перед собой.
6. Пробное выполнение приемов практической работы
Посмотрите на меня внимательно. В правую руку возьмите одну нитку. В левой руке у вас трафарет. И начиная из левого нижнего угла со второй надсечки натягиваем нити основы вверх обогнув надсечку вниз, внизу обогнули надсечку вверх и продолжаем это делать до последней надсечки. Посмотрите как это должно выглядеть (учитель показывает приемы выполнения на образце, демонстрируя лицевую и изнаночную стороны переплетения, обращая внимание на лежащие перед детьми инструкционные карты) на доске (Слайд 14). Конец нитки оставляем вверху и завязываем бантом на изнаночной стороне, оба конца. Это будет выглядеть следующим образом (учитель демонстрирует). Затем, вдеваем вторую нить в иглу. Игла у нас служит утком подающим нить. И начинаем согласно инструкционной карте лежащей у вас на столе продевать уточную нить слева на право.
Саржевое – число перекрытий основы 3 на 1(нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. На лицевой стороне мы четко видим диагоналевый рубчик, идущий снизу вверх слева на право.
Сатиновое – число перекрытий основы 4 на 1(Одна нить утка перекрывает 4 нити основы)
Атласное – число перекрытий основы 6 на 1(Одна нить основы перекрывает 6 нитей утка)
Чем больше число перекрытий, тем блестящей или матовей будут ткани.
7. Самостоятельная работа учащихся по ИК (Слайд 14.)
ТБ – (1 мин)
Приступаем к работе.
Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.
Целевые обходы:
Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.
Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.
Действия учителя.
Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.
Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.
Проверка карточек группы (выставления оценок).
По окончанию работы:
Вывод учителя.
Что мы видим?
Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?
Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски)
9. Изложение учителем нового материала.
Вы правы мы получили ткацкие дефекты (Слайд 15).
Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. Е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.
Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,
Работа с учебником и слайдом стр. 12 (Дефекты печати)
Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:
Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.
Виды дефектов (слайд 16, 17.)
Ткацкие дефекты:
Дефекты печати:
Целью нашего урока было узнать подробнее:
Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?
Ответ детей: устно.
Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.
10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:
А вашим домашним заданием будет посещение магазина тканей, где вы сможете взять интервью у продавца о наличии в настоящее время на прилавках магазинов ткацких дефектов. И по 2–3 образцам определите качество тканей и наличие в них дефектов. Сделайте вывод. Запишите его в тетрадь.
11. Уборка рабочих мест.
12. Подведение итогов урока учителем:
– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
Приложение 1.
Технологическая карта урока технологии
Класс: ___6_________ УМК: Технология 6 класс под ред. В.Д. Симоненко 2007 г.
Раздел: материаловедение_
Модуль: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Тема: Виды ткацких переплетений: саржевое, сатиновое и атласное. Ткацкие дефекты.
Учитель: Шарапова Е.А.
№ п/п | Этап занятия | Содержание (учитель) | Методы | Формы | Виды деятельности (учащиеся) | Реальный результат |
1. | Организационная часть (2 мин.)
| Приветствие, контроль посещаемости, настрой учащихся на урок. Вы готовы к занятию по технологии? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела. Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе! | Работа с карточки настроений | Готовность к занятию Работа с карточками | Готовность детей к уроку | |
2. | Сообщение темы, целей урока (5 мин)
| Сообщение темы урока “ Виды ткацких переплетений: саржевое, сатиновое и атласное. Ткацкие дефекты”. Как вы думаете ! Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску) | Медиа – через презентацию Слайд 2 | Работа со Слайдом 2 | Работа в группах (ответы детей прикрепить на доске) | Запись темы урока в тетрадь
|
3. | Актуализация, проверка знаний (5–7 мин) | Вопросы к классу
| Ответы на вопросы с места, работа по карточкам, работа с образцами ткани Работа у доски. | Работа со слайдом (Слайд 1) и образцами ткани Работа с коллекцией натуральных волокон животного происхождения. Ответы у доски Дидактическая игра “Ромашка”. Выбери 3 лепестка Ответьте на вопросы. Оценки отвечающих членов группы заносятся в карту группы.
|
Оценки за устные ответы
| |
4. | Изложение нового материала (10 мин) | В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым. Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками. Узнаем, что такое раппорт по основеRо и уткуRy. Рассмотрим вертикальный сдвиг и горизонтальный сдвиг. | Слайд 3. беседа
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7–11 + учитель | Работа со слайдом (Слайд 3–5) и образцами ткани Учебник, тетрадь, схемы. |
Запись в тетрадь: Виды простых переплетений. Полотняное Запись в тетрадь термины Раппорт-это Ro-раппорт по основе Ry – раппорт по утку | |
Лабораторная работа (7мин) | Определим их достоинства и недостатки | Слайд 12, табл. св-ва тканей | Работа с образцами тканей | Лабораторная работа “Определение достоинств и недостатков тканей выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями” работа с образцами по картам (групповая работа) вывод | Вывод –результаты исследования | |
5. | Закрепление материала (2 мин) | Вопросы: С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке? | Слайд 13. | Ответы на вопросы с места. |
| |
6. | Вводный инструктаж(10 мин ) | Ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений Для каждой группы переплетения будут разные. | Слайд 14.
Объяснения учителя с демонстрацией, фронтально | Пособие
| ||
7. | Самостоятельная работа учащихся (25-30 мин) | ТБ – (1 мин) Выполнение ткацких переплетений по группам, продолжение оформления наглядных пособий для кабинета. Текущий контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы группам. Проверка карточек группы (выставления оценок) Замечания, рекомендации. | Инструкционные карты | Составить и оформить коллекцию образцов ткацких переплетений (саржевого, сатинового, атласного). Работа над переплетением нитки, игла, трафарет, ножницы, образец переплетения, инструкционные карты |
| |
8. | Промежуточный итог урока (10 мин) | Анализ проведения практической работы. Что у нас получилось? Вот теперь возьмите карточки группы и оцените полученные результаты каждой по 5-ти бальной системе Сдайте карточки. Сделав вывод по карточкам можно сказать, что не все из вас выполнили правильно эти переплетения. Каким общим словом можно назвать эти ошибки? Рассказ о ткацких дефектах и дефектах печати. |
Слайд 15. | Ответ: “Образцы переплетений, где хорошо видны лицевая и изнаночная стороны” Работа в группе с карточкой подведение итогов.
Ожидаемый ответ: Дефектами. |
Запись в тетрадь определений: Дефекты –………… Виды ткацких дефектов: | |
9 | Итоговая часть | Вернуться к целям урока Мы с вами на уроке доказали, что изучение ткацких переплетений и дефектов тканей нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества | Доска, ответы детей | |||
10. | Домашнее задание (1-2 мин) | Инструктаж по выполнению. Домашнее задание – посетить магазин тканей, определить качество тканей по 2 – 3 образцам, Сделать вывод о наличии дефектов ткани. Общие итоги, отметки. Особенно хочется отметить работу группы № , она быстрее справилась с выполнением зд. | Слайд 18.
Слайд 19. | Посещение магазина тканей, беседа с продавцом о проблеме ткацких дефектов, определить качество тканей по 2–3 образцам. Вывод записать в тетрадь. |
На мой взгляд, эти материалы помогут не только при подготовке конкретного урока по данной теме, но и позволят учителю проектировать учебный процесс по технологии в соответствии с современными требованиями к преподаванию предмета.
Урок был представлен на региональном уровне, в рамках курсов КПК в ИРО, получил высокую оценку и рекомендации для широкой трансляции опыта.
Список литературы.