Цель: применить полученные знания о физических величинах при решении задач.
Задачи:
Оборудование: демонстрационные карточки с формулами, терминами, ответами для самоконтроля; карточки для индивидуальной работы; карточки с дифференцирован- ными заданиями.
Тип урока: обобщающе-контрольный.
Вид урока: «химическое расследование».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а химическое расследование. Класс превращается в оперативный отдел, а вы – члены оперативной группы, которым предстоит провести это химическое расследование. Результаты расследования будете фиксировать в «деле» (каждый ученик получает специальный лист – «дело»).
II. Постановка целей.
Учитель: К нам в отдел поступили сведения об образовании «сомнительной группировки» под названием «физические величины». Нам необходимо:
III. Основная часть.
1. Предварительный сбор информации.
Учитель: Лидеры группировки: моль, молярная масса, молярный объем (термины на карточках). Что нам о них известно?
Учащиеся: дают определения.
Учитель: Предположите, кто еще может входить в данную группировку.
Учащиеся: называют: «количество вещества», «масса», «объем», «число Авогадро», «число частиц».
Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).
2. Характеристика величин.
Учитель: Перед нами стоит задача: определить «особые приметы» членов группировки и информацию зашифровать.
Учащиеся: работают с карточками (приложение 1).
Учитель: Сверим собранную информацию.
Самоконтроль: на доске плакат с правильной шифровкой (приложение 2).
Результаты фиксируются в «деле» каждого (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Работа с формулами.
Учитель: Приступаем к решению второй задачи, но для этого необходимо восстановить записи, поступившие из архива.
Учащиеся: работают с карточками (приложение 3).
Самоконтроль: сверяют восстановленные формулы с формулами на магнитной доске; за каждую правильную формулу – 1 балл.
4. Фронтальное решение задачи.
Задача. Вычислите массу и количество вещества, которые составляет 11,2 л кислорода.
Учащиеся: один ученик решает задачу с объяснением у доски, остальные – в тетрадях.
Контроль: 3 балла получает ученик, работающий у доски; по 2 балла – 2 ученика, первыми решившие задачу в тетрадях.
IV. Самостоятельное решение разноуровневых задач (приложение 4).
V. Подведение итогов расследования.
Напоминание поставленных задач (см. II).
Учитель: Подведем общий итог расследования. Что можно сказать о «деятельности» физических величин в химии?
VI. Результаты работы. Рефлексия.
Учитель: Оцените свой вклад в расследование: подсчитайте общее число заработанных баллов и поставьте себе оценку.
Количество баллов | Оценка |
25–23 | 5 |
22–17 | 4 |
16–13 | 3 |
менее 13 | 2 |
Литература.