Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Технология обучающего кинотренинга в преподавании английского языка

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 275

Савельева Ираида Александровна, учитель английского языка Самойленко Светлана Ивановна, учитель английского языка

Технология обучающего кинотренинга учитывает возрастные, социальные и мотивационные особенности обучающихся. Учащимся предлагается для просмотра художественный фильм на английском языке. Естественное сочетание реплик героев фильма с его видеорядом позволяет понять смысл происходящего даже в том случае если лексика, употребляемая героями, не знакома учащимся. Общее понимание происходящего на экране повышает уровень обучающихся в их знаниях, снимает барьеры неуверенности, дает возможность обсуждать содержание фильма даже в том случае, если значение отдельных слов и реплик остаются не понятными. Учащиеся могут наблюдать невербальные составляющие коммуникативного поведения носителей языка. Соотнесение вербальной и невербальной составляющих высказываний киногероев создает потенциальную возможность формирования у учащихся не только языковой компетентности, но и коммуникативной компетенции в сфере неродного языка. Особый комплекс эффектов в процессе кинотренинга связан со специфической ролью преподавателя. Его задача – организовать и поддерживать дискуссию после просмотра фильма, побуждая участников к активному выражению своих чувств, оценок и мыслей по поводу увиденного. Смысловое содержание высказывания не комментируется: любое понимание принимается и приветствуется. Что бы исправить ошибки, допущенные учащимися при формировании своих мыслей и впечатлений от фильма, преподаватель использует такие техники обратной связи и активного слушания, как резюме, эхо, парафраза (изложение текста своими словами). Преподаватель демонстрирует «правильные» речевые модели и формулы, создавая возможности для подражания и самостоятельного их усвоения и воспроизведения. Учитель занимает двойственную позицию по отношению к высказываниям обучающихся: он поддерживает любое высказывание по поводу фильма, подчеркивая тем самым значимость и самоценность субъективного восприятия и оценок, выступая как эксперт в области английского языка, показывает , «как было бы лучше» выразить ту же самую мысль. Иными словами содержание высказывания принимается безусловно, форма выражения мысли корректируется в соответствии с речевыми и языковыми нормами языка.

Технология кинотренинга реализуется в два этапа: просмотр художественного фильма на английском языке; групповая дискуссия, которая поддерживается тремя группами вопросов.

Первая группа вопросов обращена к субъективному пониманию фильма или отдельных его эпизодов. Отвечая на них, обучающиеся учатся выражать свои мысли, чувства и впечатления.

Вторая группа вопросов побуждает учащихся к активному использованию материалов фильма. Они могут использовать пересказ с помощью косвенной речи, цитирование прямой речи героев и т.п. Отвечая на вопросы второй группы, учащиеся осваивают навыки аргументации, интерпретации, комментирования.

Третья группа – инструментальные вопросы, позволяющие управлять ходом обсуждения фильма, побуждающие дискуссию и обнаруживающие различные точки зрения, использующиеся для активизации дискуссии и эмоционального вовлечения обучающихся в обсуждении фильма. Продолжительность кинотренинга – от 3 до 6 часов (в зависимости от возраста). Оптимальное количество учащихся в группе – 10–12 человек.

Несколько слов, как лучше организовать работу группы. Для массовой школы наиболее интересно обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. Ученики разные: один быстро «схватывают» все объяснения учителя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения учителя. Эти дети обычно стесняются задавать вопросы при всем классе. По этому если детей объединить в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания то тогда возникает такая ситуация в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы, по этому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируется проблемы. Практика показывает, что вместе учится не только легче, но и значительно эффективней.

Просмотр кинофильма, обсуждение его в условиях технологии сотрудничества повышает эмоциональную вовлеченность учащихся в учебную ситуацию, позволяют организовать творческие занятия, дают учащимся возможность проверить свои знания английского языка в анализе жизненных ситуаций, снимают коммуникативные барьеры.