Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Формировать собственное тело – это значит формировать себя

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 322

Афанасьева Галина Валерьевна, учитель физической культуры

Актуальность. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гиподинамии, и все это притом, что практически никто не оспаривает положение о том, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии учащиеся: согласно статистике 75% времени своего бодрствования школьники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, появившиеся в последнее время компьютерные игрытолько усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не в достаточной мере компенсируют дефицит двигательной активности. В то же время нередки случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами актуальным является введение в учебный процесс новых образовательных методик и технологий, нацеленных на оптимизацию двигательной активности школьников.

Цель урока: средствами гимнастики и танцетерапии достичь формирующего эффекта в отношении мышечного корсета и установочного эффекта в отношении двигательного стереотипа.

Задачи:

Инновационность урока заключается комплексном использовании оригинального психотерапевтического метода – танцедвигательной терапии для обеспечения здоровьесберегающего и эмоционально-культурологического образования учащихся младших классов на занятиях физкультуры.

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы первого года обучения.

Основные идеи, подходы, принципы. Основная идея сформулирована в 1979 году одной из основательниц психотерапевтического направления танцевальной терапии Юдифью Бани: танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психо-эмоционального и физического развития личности.

В основу реализации методики положены:

Необходимое оборудование и средства обучения. Урок проводится в кабинете хореографии, оборудованном хореографическим станком, ковриками, музыкальной аппаратурой. Используются такие средства обучения интерактивная доска, памятки.

Уровень и степень внедрения разработки в практическую деятельность. Разработка является составной частью учебно-методического комплекса авторской программы «Танцетерапия как одна из форм здоровьесберегающего и эмоционально-культурологического образования учащихся младших классов», рекомендованной Тверским институтом усовершенствования учителей к внедрению в учебный процесс средних образовательных учреждений.

Содержание и ход урока.

1. Организационный момент

Под аккомпанемент фортепиано дети входят в класс. Ходьба по кругу с носка, подскоки, боковой галоп и перестроение в три шеренги. Поклон классический.

2. Объяснение темы занятия

На сегодняшнем занятии мы поговорим о нашем здоровье и как его можно сохранить.
Отсюда мой первый вопрос:
Что придает форму нашему телу? (скелет).
Правильно! Итак, форму нашему телу придает скелет. (Демонстрация строения скелета на интерактивной доске). У вас он перед глазами! На мгновение представьте, что вокруг ходят только скелеты (дети оживляются, смеются).
Странно! Так что же еще необходимо, чтобы человек не выглядел странным существом? (мышцы, мускулы).
Молодцы! Человеку необходимы мышцы. (Демонстрация мышечной системы человека на интерактивной доске).
Как вы думаете, сколько их у каждого из нас? (много).
Несколько сотен. И все они разные и выполняют разные задачи.
Любое, даже незначительное движение мы выполняем с помощью мышц и мускулов...
Ребята, давайте попробуем определить силу ваших мускулов!
Встали все ровно, вытянули ножки, а теперь потрогали руками свои ноги. Вы ощущаете, что ноги твердые. Теперь расслабили ноги. Они стали мягкими. Давайте проанализируем наши ощущения. Когда мы напрягаемся, то производим работу. На ногах появляются как бы твердые образования. Расслабились, и мышцы становятся мягкими.
Ребята, как вы думаете, пока мы с вами ведем беседу наши мышцы напряжены или расслаблены? (расслаблены, они отдыхают).
А не слишком ли долго они отдыхают? Давайте заставим их немного поработать!

3. Актуализация знаний

Экзерсис. Классический станок. Demi plie, plie, grand plie, battement tendu, passe. (Музыкальное сопровождение на усмотрение учителя).
Работа рук в 1, 2, 3 и подготовительной позиции. «Лилия» (день, ночь).
Ребята, а когда мы с вами выполняли упражнения, вы чувствовали работу мышц и мускулов. (Да).
А какие мышцы активно работали? (мышцы, спины, рук, ног, шеи, живота).
Молодцы! Вы хорошо работали, и мне хотелось бы пригласить к нам на занятие гостей. Это ребята нашей школы, которые специально для нашего занятия подготовили театрализованную сценку.
На сцене: Бабушка вся сгорбленная, еле идет, а за ней еле поднимая ноги идет ее внучка. Бабушка идет и охает, а внучка вздыхает.
Ребята, давайте рассмотрим персонаж бабушки. Почему она еле идет? (старенькая).
А внучка? Ведь она не старенькая, а также сгорбленная? (не занимается спортом, не тренирует мышцы).
Молодцы!
Так что нужно делать для укрепления своего здоровья? (больше двигаться, танцевать, заниматься спортом).
Ребята, а я вам открою один секрет. Почему мышца имеет такое название? А назвали ее так, потому что она бегает под кожей как мышка. Мускул – от латинского слова «muskulus» – мышонок. (Демонстрация перемещений «мультяшного» мышонка на интерактивной доске).
Любое, даже незначительное движение выполняется мышцами.
А теперь, хватит стоять. Побежали по кругу как мышки и взяли свои коврики.
Положили коврики возле себя и начнем тренировать свои мышцы.
Партерная гимнастика (сопровождается видеорядом иллюстративных материалов (картинок) на интерактивной доске):
Последовательно делаются следующие упражнения: «Зайчик», «Кузнечик», «Лягушка», «Поезд», «Велосипед», «Светофор», «Кошечка», «Ласточка», «Лодочка», «Рыбка».
Ребята, все ли мышцы у нас работали? (да).
Все мы любим веселиться, но какое может быть веселье без танца?!

4. Танцетерапия

Мы с вами учили разные танцы, но сегодня познакомимся с танцем «Отдельных частей тела»
Давайте его и станцуем! Уберём коврики на свои места и встанем образуя круг. Я буду называть поочерёдно части тела, а вы стремитесь максимально использовать названную часть тела в танце.( используется музыка с чётким ритмическим рисунком) Например: «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота»,и т.д.
Как вы хорошо танцевали, дружно, весело! А ведь хорошее настроение – залог крепкого здоровья!

5. Интересное-полезное

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие и мне хотелось бы услышать от вас, что нового вы узнали? (форму нашему телу придает скелет, а двигаемся мы с помощью мышц и мускулов, что мускул в переводе с латинского «мышка», что необходимо заниматься физкультурой, спортом, танцами). Разучили танец разных частей тела.
В заключении мне хотелось познакомить вас с шестью правилами здоровья (сопровождается видеорядом иллюстративных материалов «Правила здоровья» на интерактивной доске):

Правила здоровья

Поэтому все девочки и мальчики должны научиться танцевать.

(Правила в виде карточек-памяток выдаются каждому ребенку.)

Спасибо. Занятие закончено. Поклон. Выход из зала под аккомпанемент фортепиано. Далее демонстрация комплекса партерной гимнастики, необходимой для развития гибкости и укрепления мышц спины и стоп.

Достигнутые результаты

Мониторинг эффективности реализации программы «Танцетерапия как одна из форм здоровьесберегающего и эмоционально-культурологического образования учащихся младших классов» предполагает наблюдение во времени, т.е. динамику, некоторых показателей, существенным образом отражающих достижение цели программы.
В качестве таких показателей использовались «Уровень общефизического развития» и «Уровень музыкального и психомоторного развития» учащихся младших классов.
Мониторинг спланирован и проводился на базе МОУ СОШ №46 г. Твери ежегодно в период с 2005 по 2010 год в два этапа:

Первый этап проводился на третьей неделе сентября.
Второй этап проводился на третьей неделе мая.

Информационной основой мониторинга являлась система тестов для оценки общефизического развития, а также оригинальный комплексный тест для оценки музыкального и психомоторного развития учащихся младших классов.

Система тестов на общефизическое развитие включала:

1.1) тест функционального состояния Руфье-Диксона;
1.2) гарвардский степ-тест общей работоспособности;
1.3) тест на гибкость позвоночника;
1.4) тест координационных способностей Е.Я. Бондаревского.
При оценке музыкального и психомоторного развития детей оценивались:
2.1) музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога);
2.2) эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове;
2.3) творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па";
2.4) внимание и память – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения, запоминать музыку и движения.

Оценки производились в порядковой шкале уровней: «низкий – средний – высокий». Количественное распределение детей в экспериментальной и контрольной группах в соответствии с такой градацией в общем случае определяет общий уровень развития учащихся.

Из полученных результатов очевидной является более высокая динамика развития учащихся экспериментальной группы относительно учащихся контрольной группы.
Особенно важным является тот факт, что внедрение элементов танцетерапии на занятиях с младшими школьниками позволяет обеспечить кардинальное снижение учащихся, имеющих низкий уровень общефизического, музыкального и психомоторного развития.

В то же время доля учащихся, имеющих высокий уровень развития, для экспериментальной группы превышает аналогичный показатель для контрольной группы от 4% (для музыкального и психомоторного развития) до 26% (для общефизического развития). Относительно скромные показатели в первом случае можно объяснить более высокими требованиями и сложностью комплексной оценки уровня музыкального и психомоторного развития учащихся.