Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Конструирование и моделирование головных уборов. Шляпы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 402

Халяпина Анна Алексеевна, учитель технологии

Цель: Познакомить с историей головных уборов, их классификацией. Научиться анализировать модель шляпы, проектировать модели головных уборов. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых ситуациях. Развивать навыки совместного поиска ответов на вопросы, умения пользоваться приёмами моделирования и конструирования по аналогии и в заданных ситуациях. Совершать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации.

Оборудование: Карандаш, линейка, циркуль, сантиметровая лента, ножницы, калькулятор

Наглядные пособия: Карточки с видами, типами и классификацией головных уборов, головные уборы, журналы мод, Технологические карты. Таблицы с видами головных уборов. (рис.3,2. Приложение1, 2,3.)

Межпредметные связи: алгебра, геометрия, черчение, рисование.

Ход занятия

1. Организация занятия.

1. Проверка готовности учащихся к занятию.

Проверка домашнего задания: У каждого своё задание по поиску материалов для темы "История шляп"

2. Сообщение темы и цели занятия.

Преподаватель:

Здравствуйте, милые девушки и гости, я вас приглашаю на экскурсию по Шляпному салону - ателье.

Тема занятия, которое мы проведем здесь - "Конструирование и моделирование головных уборов. Шляпы".

Я очень рада видеть вас всех здесь, и надеюсь, что вы пришли сюда с хорошим настроением. У вас на столе лежат 3 очаровательные мордочки. (Карточки с 3 мордашками, которые отражает настроение: улыбающейся, горюющий и спокойный) Итак, проверим какое сейчас у вас настроение? Поднимите ту карточку, которая наиболее соответствует вашему настроению. Спасибо. Отложите карточки на край стола.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Бориса Вышеславцева "Сущность души - есть творчество"

Каждый наш урок отмечается творчеством, и сегодня вы сможете продемонстрировать свои творческие способности, моделируя головной убор. На основе имеющихся знаний мы выработаем новые умения по конструированию и моделированию шляп.

Итак, мы с вами переходим в исторический зал, экскурсию в котором будут вести два экскурсовода.

Разрешите представить:

1 ЭКСКУРСОВОД: (имя)

(рассказывает):

"По последним находящимся у нас данным - это исторические журналы, книги, памятники архитектуры, картины и т.д. мы можем заметить, что за последние 500 лет менялись только размеры, объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.

Самая главная причина появления головного убора - это защита их владельца от холода и жары, т. е. они должны быть практичными. Поэтому их формы подчинялись функциональному назначению.

Взглянув на головной убор Античного человека, работающего в поле, можно обнаружить первую шляпу с полями, которая называлась пипос. Моряки носили войлочные колпаки (похожие на наши колпаки для бани) - петисос.

Венки и налобные повязки были на состоятельных людях и служили свидетельством привилегированности.

В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами.

В Византии носили остроконечные шляпы с шелковыми накидками (вуалями).

К концу XV в.. берет, вошел в моду у этрусков, тогда их носили только охотники и крестьяне, позже большие, плоские и с разрезами, из тонкого сукна или бархата, украшенные вышивкой, брошами, золотыми украшениями, перьями - береты стали распространяться, (в основном), в художественной интеллигенции. (Приложение№1)

2 ЭКСКУРСОВОД:

"Шляпы могли все рассказать о человеке, его статусе, положении в обществе их воспитании и семейном положении. В Англии, например, "чепчики" чаще всего носили незамужние женщины (или вдовы), чем замужние или девушки.

В Германии - женская широкополая шляпа называлась шуточно "последняя попытка", это означало, что старая вдова или незамужняя женщина, ее надевавшая, надеялась выйти замуж.

В Америке, наоборот, подчеркивали поэтическую натуру.

Считается, что соломенная шляпа появилась во Флоренции, хотя их носили греки и римляне, а у евреев - она была обязательной принадлежностью в одежде, но Флоренция была знаменита самыми тонкими и изящными шляпками, которые и вошли в моду женских головных уборов. Во времена мушкетеров мужчины особо заботящиеся о своем костюме и его величавости придумали широкие поля шляп, но т. к. они мешали стрелять из лука и скакать на лошади, их стали закалывать сначала с одной стороны, а позже и с двух - так появились треуголки.

Русские женщины до петровских времен почти не знали ни шляп, ни беретов, ни "чепсов", ни колпаков. Верные обычаю скрывать после замужества свои волосы, они надевали повойник, сороку или кокошник, а сверху накрывался платком или шалью".

Преподаватель: Итак, вы узнали об истории женских головных уборов, их использовании, и я хочу обратить Ваше внимание на практическое применение головных уборов для сохранения здоровья - защиту от холода и жары, поэтому, знания, полученные на этом уроке, вы сможете применить в повседневной жизни.

Нашу экскурсию продолжают модистки.

Разрешите представить (показывая на специалистов) Специалист по квалификации и дизайнер нашей фирмы (ИМЯ)

1 МОДИСТКА: "По мнению известного историка моды Колина Макдаула имеются три основных вида головных убора:

2 основных силуэта:

А все остальное - их варианты.

Преподаватель: Уважаемые экскурсанты и гости, на ваших столах лежат опорный конспект - схема, на которых представлена классификация головных уборов.

2 МОДИСТКА: (Приложение №2) "Центральная швейная лаборатория в Москве все головные уборы классифицирует по признакам:

1. По сезонному признаку

  1. летние
  2. зимние
  3. весенние
  4. осенние

2. По сырьевому признаку

  1. фетр
  2. солома,
  3. мех
  4. кожа
  5. искусственные ткани и натуральные

3. По форме:

  1. мягкие (вязание, шитье, плетение)
  2. жесткие (формованные)

4. По назначению

  1. торжественные
  2. повседневные
  3. национальные

1 МОДИСТКА: "Отделка - один из элементов композиции, которая должна быть согласована с костюмом, его цветом, тканью, формой, линиями и назначением головного убора.

Например, свадебные головные уборы украшают цветами, бисером, шикарной фатой.

Не маловажное значение имеют булавки, пуговицы, блочки, пряжки, кокарды - особенно в военном головном уборе.

Отделка может быть однотонной или контрастной (в цвет галстука) может использована: кожа, мех, перья, бейка, сутажи, цветы, бомбоны, банты, шитье (особенно в головных уборах детей)".

Преподаватель: да, всё правильно. Интересно, что в 1929году один французский денди писал, что "хорошо одевающийся человек должен иметь 15 костюмов, 20 пар перчаток и не менее 15 шляп"

Сейчас шляпы носят уверенные в себе люди, главное соблюдать пропорции. Например (показ на доске по плакату)

Широкополая шляпа подходит к облегающим костюмам или наоборот платьям "А - ля Скарлетт".

Женщинам не высокого роста не следует носить такие шляпы, так как она может утяжелить фигуру и сделать зрительно её ещё меньше.

Сравнив головные уборы разного фасона и материала мы заметим, что донышко м/б овальное, круглое, выпуклое или плоское, поля длинные или узкие, тулья - высокая, узкая, прямая или сложенная в гармошку, расширенная или зауженная (обратите внимание на плакат)

Выбрав модель или конструкцию головного убора за счет отделки и моделирования лекал можно изменить головной убор с учетом особенностей своего лица, фигуры, колористического типа и назначения одежды (на столах приложения)

1 МОДИСТКА: Для женщин с треугольным лицом верхняя часть головы значительно массивней нижней, чтобы скрыть недостатки, рекомендуются головные уборы мягкой формы (береты с низкой линией присада, шляпы с асимметричными полями и небольшой отделкой и т.д.).

2 МОДИСТКЕ Для женщин с круглым лицом - рекомендуются головные уборы геометрических форм, объем которых не должен быть маленьким, чтобы лицо не казалось широким.

1 МОДИСТКА: Для людей с широкой нижней частью лица - рекомендуются головные уборы с асимметричной линией присада и объемным верхом.

2 МОДИСТКА: Для овальных и прямоугольных лиц подходят все виды шляп.

Учитель: Спасибо за представленную информацию, а сейчас, вам представляется возможность проявить свое творчество и придумать самим отделку к шляпе.

Самостоятельная работа

Каждой группе предлагаются виды отделок (ткань, искусственные цветы) и шляпа. При составлении отделок вам могут понадобятся булавки, при их использовании не забудьте правила техники безопасности при работе с колющими инструментами. На выполнение работы вам дается 5 минут, а также вы должны защитить свой проект в течение 2 минут. Прошу обратить внимание, что на ваших столах лежат оценочные показатели (Приложение№3), по которым вы оцениваете работу другой группы и свои оценки прошу мотивировать. Итак, задача: украсить шляпу для костюма торжественного назначения. Свои оценки поставьте на листочки и сдайте мне.

В ателье, мастеров, занимающихся головными уборами, раньше называли: мастер - тулья, шляпник,а сейчас это: (показ на доске)

Вы можете освоить одну из этих специальностей и открыть в нашем городе шляпный салон.

Давайте перейдем в конструкторский цех. Чему мы должны здесь научиться? Какова наша цель?

Дети: Научиться конструировать головные уборы.

Преподаватель: Что же такое конструирование?

На доске - Это построение чертежей лекал любого изделия.

Преподаватель: Да. В конструировании существуют несколько методов построения головных уборов:

Что же нам необходимо для построения головного убора?

На доске:

Ученик: Уметь чертить детали.

Преподаватель: Как вы думаете, что же необходимо для построения шляп? Ученик Циркуль, линейка, карандаш. Значит, при построении мы с вами будем опираться на знания и умения, полученные на уроках геометрии, черчения и рисования.

Я вам предлагаю 2 технологические карты (Приложение №3).

Первая тех. карта - посложнее, а вторая - полегче для разбора, т. е.- вы посмотрите и выберите сами технологическую карту для работы. Они обе перед вами.

Самостоятельная работа

Практическая работа по технологической карте.

Спасибо за работу, но это только основа для вашего творчества.

Сейчас прошу смоделировать эту шляпу путем удлинения, расширения или заужения тульи, полей или донышка для женщины с треугольным лицом. Необходимые карточки у вас имеются на столах. (Приложение №2).

Сейчас прошу самостоятельно оценить свою работу. (Приложение №3). После прошу поменяться работами с рядом сидящими, и оценить работу соседей. Прошу поднять руку, у кого оценки совпали с оценкой автора?

Спасибо за работу.

Итак, наша экскурсия подошла к концу. На ней мы познакомились с историческими аспектами шляпного ремесла и классификацией головных уборов, узнали основы конструирования шляпы и приложили свои знания в моделировании на определенный вид лица.

Хочу вернуться к нашему эпиграфу:

Каждый из вас, дорогие девушки, уникальная творческая личность, Но, основой любого творчества является труд. Работая с вами сегодня, я убедилась, что каждый из вас обладает своим талантом, который я надеюсь, будет проявляться в вашей одежде, в головных уборах, о которых мы сегодня с вами вели речь. Какие ваши впечатления от урока?

А сейчас, я прошу вас вернуться к очаровательным мордашкам и определить, какое же у вас сейчас настроение. Прекрасно.

Всем спасибо.