Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Построение графиков функций элементарными методами

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 521

Львова Нина Сергеевна, учитель математики, информатики

Большую роль в развитии математического мышления играет изучение темы «Построение графиков функций элементарными методами». Вместе с тем, изучению этой темы в школьной программе не уделено достаточного внимания. В школьном курсе геометрические преобразования для построения графиков вводятся на отдельных примерах и систематизируются только на уроках итогового повторения.

Данная тема заслуживает более детального изучения, ведь именно здесь закладываются основы аналитического мышления, формируется соответствующая интуиция, развивается логика и культура использования функциональных обозначений и методов. Не гонясь за формальной строгостью, можно добиться, чтобы основные понятия математического анализа стали привычными и ясными для школьников, это пригодится и в дальнейшем при построении графиков с помощью производных, где, к сожалению, иногда вычислительная сторона преобладает над логической и графической. Понятна и, наоборот, польза, приносимая этой темой для изучения геометрических преобразований.

Введение данного курса по выбору позволит девятиклассникам выйти на новый уровень в развитии собственных способностей, перейти в изучении математики на уровень обобщения, что поможет им при подготовке к итоговой аттестации.

В результате формирования специальных приемов, после изучения темы должны быть созданы предпосылки для уверенного их применения в курсе алгебры и начал анализа в X – XI классах.

Интерес к этой теме объясняется и тем, что задачи на построение и преобразование графиков функций предлагаются на ГИА, ЕГЭ.

На изучение элективного курса «Построение графиков функций элементарными методами» отводится 8 часов. Курс составлен для учащихся IX класса в рамках предпрофильной подготовки.

Запас функций, графики которых умеют строить девятиклассники, невелик: линейная (в т.ч. прямая пропорциональность), квадратичная, кубическая функции, обратная пропорциональность, корень квадратный, модуль. Но, применяя геометрические преобразования, этот список можно существенно расширить. На занятиях также используются функции, с которыми учащиеся еще не знакомы, но глубокого знания им еще и не требуется – достаточно знакомства с их обозначениями и графиками.

С целью интенсификации процесса обучения, на занятиях используются шаблоны графиков функций, наглядные пособия. Их применение позволяет увеличить объем рассматриваемого материала и способствует лучшему его усвоению.

Занятия проводятся в различной форме: лекция-практикум, тренировочный практикум, семинар, практическая работа, рейтинговое состязание.

Данный курс можно рекомендовать в качестве элективного в X-XI классах. Для этого учителю достаточно дополнить дидактический материал заданиями с тригонометрическими, логарифмической и показательной функциями. А также в темы добавить преобразование графиков с помощью инверсий.

Целями данного курса являются:

Для достижения этих целей необходимо выполнить следующие задачи:

Требования к подготовке учащихся

К началу обучения у учащихся накоплен опыт построения графиков элементарных функций.

Перед началом обучения учащиеся должны:

В результате овладения содержанием курса учащиеся должны:

Содержание

1. Вводное повторение. Параллельный перенос. Симметрия. (2 ч.)

Знакомство с программой курса. Знакомство со сферами деятельности. Графики и свойства элементарных функций (повторение). Применение параллельного переноса и симметрии относительно координатных осей для построения графиков функций. Оформление планов преобразований.

2. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. (1 ч.)

Модуль. Свойства модуля. Применение свойств модуля для построения графиков функций.

3. Растяжение и сжатие. (1 ч.)

Понятие растяжения и сжатия. Применение растяжений и сжатий для построения графиков функций.

4. Построение графиков функций. (2 ч. + 1 ч. – резерв)

Применение комбинации изученных методов для построения графиков функций.

5. Итоговое занятие. (1 ч.)

Рейтинговое состязание.

Приложение 1. Таблица преобразований

Приложение 2. Учебно-тематическое планирование

Приложение 3. Контрольно-измерительные материалы

Приложение 4. Дидактические материалы