Цели:
Технологии и методы обучения:
Формы познавательной деятельности учащихся:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Наглядные пособия:
Презентация, см. Приложение 1
(См. диск: уроки рукоделия “Пэчворк и квилт”)
Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла.
Замечено, что одинаковые техники любили у совершенно разных народов живущих по разные стороны нашей земли. Так техника “колодец” или “бревенчатый дом” встречается практически по всей Европе и в Америке “семинольское” шитье индейцев Америки очень схоже с лоскутной отделкой костюма северных губерний России, а “гавайский квилт” поразительно напоминает киргизские лоскутные изделия, сделанные из войлока. У каждого народа своя история появления и развития лоскутного шитья.
Россия до 17 века была домотканой. Долгие холодные зимы оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станком или пяльцами. Сырьем для приготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины ткали полотна. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения младшим.
Старая одежда не выбрасывалась, а подолгу лежала в сундуках и ларях. У многих народов мира существовало уважительное отношение к старым вещам, хранящим, согласно преданиям частички души человека. На Руси старой одеждой одаривали нищих в праздники, надеясь, что эти божьи люди. Как посредники, осуществляющие связь между мирами, помогут замолить грехи. И до сих пор сшивание лоскутов, оставшихся от старой одежды, имеет символическое значение. Собирая воедино кусочки ткани, художник тем самым продлевает им жизнь, создает нечто новое, ценное, обладающее сильным эмоциональным воздействием.
В России самодельные ткани использовались для убранства в основном крестьянами, а во второй половине 19 века и горожанами. Но с конца 18 века и особенно в 19 веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход хлопчатобумажные пестрые недорогие ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75–80см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутами стали удлинять детскую одежду, украшать подолы женских рубах, рукавов, оплечья. Самые мелкие лоскутики и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски. Не случайно оно обязательно входило в приданое невесты, и для новорожденного всегда шили одеяла из лоскутов.
Можно без увеличения сказать, что лоскутные одеяла помогли выжить в холодные промозглые ночи революций и воин, согревали “разноцветьем” воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались лишь бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники – энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с этим проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России, обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. Но к концу двадцатого столетия искусство лоскутного шитья поднялось в России на небывалую высоту. Создалось множество клубов, творческих мастерских и студий, появилось множество талантливых мастеров со своим творческим почерком, которые с достоинством представляют Россию на престижных европейских фестивалях.
В декабре 2004 года создана “Ассоциация русских мастеров лоскутного шитья”. Главная задача ассоциации – развивать лоскутное творчество, знакомить с ним зарубежных любителей прикладного искусства и настоящих умельцев вдохнуть жизнь в забытые русские традиции и быть достойным продолжателями ремесла наших предков.
Показать с диска лоскутные фантазии мастеров лоскутного шитья с выставок в Санкт-Петербурге, в Праге.
Сегодня мне заочно хотелось бы вас девочки познакомить с мастерами лоскутного шитья нашего города Ишима: (слайд 1, 2)
Труш Наталья Вениаминовна. Более 150 ее работ были по достоинству оценены на Всероссийском фестивале в г.Иваново, на областных, городских и районных выставках, имеет звание “Мастер – золотые руки”. В 2005 году издала пособие “Лоскутное шитье. Советы практика” (слайд 3)
Таланцева Юлия Николаевна – учитель русского языка нашей школы, в свободное время любит заниматься лоскутным шитьем, участвовала в городских конкурсах, награждена грамотами.(слайд 4, 5)
Яковенко Екатерина Николаевна – выпускница нашей школы, занимается лоскутным шитьем, участвовала в городских конкурсах, награждена грамотами, дипломами (слайд 6, 7).
Неймышевы Лена и Марина – ученицы нашей школы, призеры городской научно-практической конференции, областной выставки декоративно-прикладного творчества.
(слайд 8)
Продемонстрировать изделия из лоскутного шитья выполненные девочками прошлых лет.
Ученицам дается вводный инструктаж по выполнению практической работы ( см. слайды с 9) инструктаж по правилам безопасности труда.
Девочки выполняют салфетку по технологии лоскутного шитья “уголки” (детали кроя из ткани девочки заготовили и принесли из дома).
Указать на текущие ошибки учениц при затруднениях в работе.
Провести физкультминутку.
Выставление оценок, показ и отбор на выставку лучших работ.