Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 263

Куркова Лариса Гениевна, учитель французского

Введение

В учебной практике кроме объяснительно-иллюстративного обучения, репродуктивного типа обучения и программированного обучения, в последнее время стал утверждаться проблемный тип обучения.
Проблемное обучение характеризуется способом организации поисковой, творческой деятельности учащихся с целью решения новых для них проблем. В обучении иностранным языкам проблемное обучение представляет собой преимущественное использование в учебном процессе исследовательского рефлекса саморазвития за счёт такого способа учения, как поиск. Опора на исследовательский рефлекс в значительной степени повышает мотивацию изучения иностранного языка, а интенсивное же использование репродуктивного типа обучения гасит у школьников интерес к этому предмету. Именно поэтому школе необходимо широкое использование приёмов проблемного обучения. Что может предложить проблемное обучение учителю иностранного языка.

Основная часть

Проблемное изложение - введение нового материала, в процессе которого путь решения проблемы показывает учитель или учебник. Предположим необходимо ввести французские слова: accorder, constater, intervenir, parvenir, positif.
Прежде всего в этом списке учащимся предлагают найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относят constater (констатировать), positif (позитивный).
Так устанавливаются связи между русскими и новыми французскими словами. Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи.
После определения слов, близких по значению русским, школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые напоминают им уже изученные французские слова. Так, accorder связывается с уже знакомым accord, dispositif c disposer, intervenir, parvenir с глаголом venir. Употребление новых французских слов в контексте позволяет уточнить их значение.
Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно и улучшает запоминание новых слов.

Проблемная эвристическая беседа, которая включает в себя серию взаимосвязанных вопросов учителя (или вопросов, содержащихся в учебнике) к учащимся. В каждом таком вопросе имеется проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу в поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению материала, следующего урока.

Проблемная задача

Как правило, задание может быть выполнено, если известны цель, которую следует достичь, предмет действия, которым следует манипулировать, и наконец, способ действия – как следует ее решать. Так, например, когда выполняются имитационные упражнения, то целью является отработка какого-либо грамматического явления, запоминание новой лексики или формирование произносительных навыков. Предметом этих упражнений могут быть грамматические структуры, новые слова или произношение тех или иных звуков. Способ действия – повторение. Хотя это просто, но скучно. Если же в задании отсутствует хотя бы один из компонентов (цель, предмет, способ действия), то оно превращается в задачу и получает название «проблемная задача». Приведем несколько примеров.

  1. Повторите за мной слова, но с неопределенным артиклем l’abri, l'usine, l'automne и т. д.
  2. Сгруппируйте слова по признакам, положительно или отрицательно характеризующим человека: modestie f., énergie f., courage m., pureté f., égoïsme m., impatience f., lâcheté f., générosité f.

Проблемные речевые ситуации – это ситуации, побуждающие к речевым действиям. А их могут побуждать: задания (повторите, запишите, ответьте на вопросы и др.), стандартные ситуации (Вам нужно узнать, как проехать к вокзалу, обратитесь к прохожему.), реплики-побуждения (Кто сегодня дежурный?) и др. В этих случаях требуется повторить заученные фразы, а следовательно, имеет место репродукция. Проблемные речевые ситуации, являясь одним из видов проблемных задач, провоцируют продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо, как говорят в данном конкретном случае (способ действия). Это бывает в ситуациях, когда необходимо, например, выиграть время, при нестандартной провоцирующей реплике собеседника или необходимости самому найти такую реплику. Поэтому проблемные ситуации целесообразно использовать на продвинутом этапе обучения.

Проблемные вопросы представляют собой один из видов проблемных задач и предполагают наличие у учащихся некоторых знаний из пройденного материала. Таким образом, проблемные вопросы с успехом могут служить для организации контроля.

Проблемные реплики, как правило, используются для переключения внимания учащихся на содержание их речи.

Проблемные вопросы:

Nommez les différents repas et dites à quels moments de la journée ils se prennent.
A quoi servent les objets de toilette suivants: le savon? La brosse à dents? Le peigne?

Проблемные речевые ситуации:

Présentez votre ami à votre nouvelle connaissance.
Invitez vos nouveaux amis chez vous. Expliquez-leur le trajet à faire pour gagner votre maison.
Qu’est-ce qu’il faut faire, d’après vous, pour apprendre un métier.

Проблемные задания:

  1. Remplissez l’enquête. Indiquez: Nom, âge, lieu et date de naissance, adresse.
  2. Nommez les voies suivies pour vous rendre à l’école ( boulevards, avenues, rues et ruelles, quai, les places à traverser ).

Следует отметить, что приемы проблемного обучения, стимулирующие умственную и речевую активность, формирующие механизмы мышления учащихся и способствующие достижению развивающих целей, необходимо использовать с учетом уровня обученности школьников и полученных ими знаний.

Приемы проблемного обучения эффективны лишь в том случае, если они предусмотрены учителем своевременно. Как слишком легкие, так и слишком трудные задачи не способны стимулировать продуктивное мышление, и, следовательно, сделать обучение развивающим.