Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Путешествие во времени и научные открытия

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 178

Одина Ирина Васильевна, учитель информатики и ИКТ

Цели и задачи:

Образовательные

1. Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации в прошлом;

2. Познакомить учащихся с научными открытиями и средствами передачи информации.

Развивающие

1. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

2. Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

3. Развитие мышления, памяти, внимательности.

Воспитательная

1. Воспитать уважение к предмету информатика;

2.Воспитание культуры коллективного труда, чувства взаимопомощи товарищу;

3. Воспитание гордости за свою Родину.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: доска, мультимедийная установка, компьютеры, раздаточные материалы, презентация (Приложение 1).

План урока:

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Введение. (2 мин)

III. Новый материал.(30 мин)

IV. Закрепление материала. (10 мин)

V. Домашнее задание. (1-2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение

Презентация.

(слайд1) Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие в прошлое. А отправимся мы на машине времени. (слайд 2) В то время не было радио, компьютеров, телефонов, но информацией люди обменивались всегда.

В соседнем лесу появились мамонты, как предупредить об этом свое племя? Что же использовали древние люди при передаче информации? (средства ближней связи - речь, слух, зрение).

3. Новый материал

(слайд 4) О надвигающейся опасности можно было предупредить криком, правда услышать его могли на расстоянии нескольких сот метров. (рассмотреть и проговорить слайд). Для передачи сигнала тревоги на большие расстояния разные народы использовали различные формы передачи информации. Какие вы знаете формы передачи информации? Дым костра. (слайд5) Известно также применение костровой связи на Кавказе. Дозорные находились на возвышенности и башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики зажигали цепочку костров, тем самым предупреждая об этом население.

(слайд 6) Еще для передачи на большие расстояния использовали гонцов. Иногда они предавали в качестве послания предметы.

Легенда: персидский царь Дарий долгое время пытался завоевать скифов. Однажды скифский гонец привез ему странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий решил, что скифы готовы ему покориться и отдать свои земли, воду и коней, так как стрелы символизируют воинскую храбрость, птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь в земле. Но его советник по-другому истолковал это послание: "улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибните от наших стрел! "Гонцам даже приходилось заучивать наизусть послания. С развитием письменности появилось такое средство дальней связи, как почта.

И вот наконец люди овладели электричеством, и в 19 веке было сделано очень много открытий в области связи и передачи информации. В 40-х годах 19 века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге первую телеграфную линию. (слайд 7) Первоначально проект предусматривал прокладку кабеля из 32 проводов - по одному на каждую передаваемую букву. Но это было очень дорого. Ученый предложил закодировать все буквы различными цепочками из двух знаков и записать эти коды в общую таблицу. С ее помощью на передающем конце сообщение кодируется, а на принимающем - расшифровывается. Скорость передачи информации с помощью первых телеграфов составляла не более 10 букв в минуту.

В 1876 году в Америке был изобретен телефон (слайд 8), позволивший для общения использовать человеческую речь: микрофон преобразовывал звук голоса в электрический сигнал, а наушник превращал его в звук.

А через 19 лет русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую кабелей и проводов.(слайд 9) Радист посылал закодированные в виде коротких и длинных импульсов сообщения. Это сообщение принималось на антенну, преобразовывалось и расшифровывалось другим радистом. Использовался код Морзе. Все было исправлено и теперь появились мощные радиостанции. Чтобы избежать помех, они работают на разных частотах. Более подробно об этом вы узнаете на уроках физики, которая начнется у вас с 7 класса.

В конце 30 годов 20 века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор (слайд 10), сначала черно - белый, а затем и цветной. Сегодня существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам освоения космоса.

В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало всемирной компьютерной сети Интернет. (слайд 11) Это средство оперативного обмена информацией.

4. Закрепление материала

Мы побывали с вами в прошлом и мне пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем? (слайды)

Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

По волне, волне, плывет музыка ко мне. (Радио)

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Работа на компьютере - клавиатурный тренажер в режиме ввода рисунков символами (Приложение 1).

5. Домашнее задание

Параграфы 3.4, 3.5, придумать рисунок (телефон, телевизор или радио) из символов.