Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок по химии в 9-м классе Галогены

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 696

Белова Валентина Федоровна, учитель химии

Ещё совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим он не нужен. Но сегодня уже стало понятным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в самых различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения различных задач, в том числе и образовательных.

Только 40 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести актуализацию знаний, проверить домашнее задание, показать опыты, провести практические занятия, разобрать новый материал, закрепить его. И всё в темпе, словом урок должен проходить в напряжённом ритме. Как здесь не обойтись без всемогущего электронного помощника-компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью и оперативностью даёт возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием. Предлагаю разработку урока, где используются возможности компьютера, интерактивной доски, образовательного комплекса: “1С:Общая и неорганическая химия 10-11 классы” и компьютерной презентации по теме: “Галогены”.В разработке урока описывается совместная деятельность учителя и ребят и использование современных образовательных ресурсов. Если у педагога не окажется в наличии этого образовательного комплекса, то его можно сделать самостоятельно, используя другие источники.

Технологическая карта урока химии по теме "Общая характеристика галогенов"

(9 класс)

Цели Для учителя Для ученика
Образовательная Создать условия для формирования знаний о галогенах Знать характеристику галогенов
Воспитательная Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать Уметь общаться в паре, группе.
Развивающая Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи состав -> строение -> свойства на примере галогенов. Уметь устанавливать причинно-следственные связи на примере галогенов.

Оборудование:

  1. Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку. Диск "1С: Школа. Общая и неорганическая химия. 10-11 классы";
  2. Раздаточный материал;
  3. Для демонстрационного опыта: 12 (крист.), пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Презентация

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Контроль
I Организационный момент. Приветствую учащихся, определяю готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Фронтальный
II Целеполагание планирование деятельности 1. Актуализация знаний.

(Предлагаю вопросы практического характера о галогенах для формулировки темы и цели урока учащимися).

Фронтально выполняют задание, формулируют тему и цель урока. Фронтально, фиксация ответов на доске
2. Создаю условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания ими

(обращаю внимание на этимологию названия "галогены" - "рождающие соли").

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему в рабочих тетрадях.

Заслушивание, записи в РТ (слайд №1)
3. Создаю условия для составления плана урока Предлагают план изучения новой темы, ориентируясь на причинно-следственные связи "Состав-строение-свойства" путём переноса ранее изученного материала Фронтальное заслушивание ответов, демонстрация

слайда № 2

(итог работы)

III Решение частных задач

1. Состав ->

строение ->

свойства атомов

галогенов.

I. Организация работы по выяснению ССС (Состава, строения и свойств) атомов галогенов.
1) Предлагаю дать характеристику атомов галогенов на примере хлора и фтора Два ученика выполняют работу на доске, остальные - в тетради (согласно плану). Заслушивание ответов

(слайд №3)

2) Создаю условия для возникновения проблемной ситуации путём предложения задания с последующим её решением. Определяют степени окисления в соединениях хлора.

Высказывают свои предположения о причинах многообразия степеней окисления, выполняют записи в тетради

Заслушивание ответов, фиксация результатов в тетради

(образец слайда № 4)

3) Предлагаю сделать краткий вывод о свойствах атомов галогенов Обсуждают в парах.

Выполняют краткие записи в тетради.

Фронтальный
2. Галогены - простые вещества

а) Состав, строение

1) Создаю условия для характеристики химической связи в молекулах галогенов организую фронтальное повторение
Вместе со мной (учителем) определяют тип связи, Заслушивание ответов, записи на доске , слайд №5
обсуждение характеристика химической связи на примере фтора изображают схему образования химической связи (электронную и структурную формулу)
предлагаю выполнить аналогичное задание для характеристики хлора и брома 2 человека у доски, остальные в тетради выполняют предложенное задание
Свойства

а) Физические

1) Предлагаю задание для определения физических свойств галогенов, выполняю консул ьтационную работу Выполняют задание, опираясь на свои знания и жизненный опыт. При возникновении затруднений обращаются к слайду №6 "Физические свойства", тексту учебника (с. 79).
2) Организую фронтальное обсуждение результатов выполнения задания. Обсуждают результаты выполнения задания, сравнивают работу с эталоном. Фронтальная
3) Демонстрационный опыт "Возгонка йода" Наблюдают за демонстрацией
4) Предлагаю сделать вывод об изменении свойств физических в ряду галогенов
б) Химические 1)Организую обсуждение вопроса о веществах, с которыми могут взаимодействовать галогены, а также условия взаимодействия (обращаю внимание на особенные свойства F2 как самого активного неметалла). Высказывают свои предположения. Демонстрация

Слайд № 7

б) Демонстрация видеофрагмента "Горение железа в хлоре", "Взаимодействие алюминия с иодом Предлагаю записать уравнения реакцийи рассмотреть их в свете ОВР. Наблюдают за демонстрацией, записывают уравнения реакции в тетради. В ходе парной работы сравнивают записи. Комментированное чтение уравнений реакций с учётом коэффициентов (слайд №8)
в) Предлагаю записать уравнения реакции взаимодействия галогенов с водородом, а также подписать названия продуктов реакции.

Обращаю внимание на название водных растворов галогеноводородов

2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения реакции (в столбик - F2 -> I2), подписывают названия продуктов реакции. Комментированное чтение

Проверка записей на доске (фронтально).

Сравнение с эталоном

(слайд №9)

г) Демонстрация видеофрагмента "Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия" (с диска). Наблюдают, 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения химических реакций. Комментированное чтение Сравнение с эталоном (слайд №10)
д) Предлагаю проблемную ситуацию (Почему фтор как более сильный окислитель не вытесняет другие галогены из их солей?) Обращаю внимание на аналогию со щелочными металлами Предлагают свои версии. В случае необходимости обращаются к тексту учебника (с.81). Делают вывод и записывают его в тетрадь Фронтально
е) Предлагаю выполнить задание "Закончите уравнения возможных реакций" В парах выполняют задание в тетради, аргументируя своё решение Комментированное чтение, сравнение с эталоном

(слайд № 11.)

в) биологическая роль галогенов Организую просмотр Презентации (приложение1) Записывают в тетради информацию о содержании фтора, хлора, брома и йода в организме человека.

Делают вывод о физиологической роли этих элементов для здоровья

Фронтально
IV Рефлексия Создаю условия для заключительной рефлексии:
  • Сегодня на уроке я научилась . (ся)...
  • Сегодня на уроке я узнал (а)...
  • Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания...
  • Что ещё я хотел (а) бы узнать о галогенах...
Рефлексируют свои знания.
Планирование работы на следующий урок Составляют план на следующий урок, анализируя степень продвижения (исходя из ранее составленного плана)
V Домашнее задание Предлагаю домашнее задание на следующий урок. Индивидуально -подготовить сообщение об истории открытии галогенов и областях их применения. Записывают задание в дневник Записи в дневнике

В заключение предлагается презентация, сделанная силами учащихся ,где отражены интересные факты по галогенам и их соединениям.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М: Дрофа, 2005
  2. Стёпин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. -М.: Химия, 1994.
  3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. - М.: Аванта+, 2003.
  4. Электронный учебник: 1С Образовательная коллекция; Общая и неорганическая химия, 10-11 классы; МарГТУ, 2002,2003.