Цели:
Содержание темы: данная тема по программе любого действующего учебника по математике из федерального комплекта.
Тип урока: комбинированный.
Организационные формы общения:
Структура урока:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
2. Самостоятельная работа по теме: “Масштаб” (10 минут). Текст самостоятельной работы находится в Приложении 1.
3. Сообщение темы урока: “Длина окружности”.
4. Изучение нового материала (15 минут).
4.1. Актуализация опорных знаний.
Учащимся задаются вопросы (отвечает тот, кто первым поднял руку):
4.2. Практическая работа.
Практическая работа выполняется парами. Половина учащихся получает шаблоны одного диаметра, половина другого.
1) Учащимся предлагается обвести шаблон круга.
На доске и у вас в тетрадях получится геометрическая фигура? (Окружность.)
Вспоминаем 5 класс – что такое окружность. (Учащиеся дают определение окружности.)
2) Поставили точку карандашом в середине вашего шаблона. Как называется эта точка? Точка О – центр окружности. Обозначить на доске и в тетрадях.
3) В любом месте на окружности поставили точку А. Провели отрезок OA. Как называется этот отрезок? (Учащиеся называют – радиус.) Записываем на доске и в тетрадях. Пишем OA = r. Измеряем радиус окружности с помощью линейки. r1 = 3 см, r2 = 5 см.
4) Проводим отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две любые точки на окружности, например BC. Как называется отрезок BC? (Учащиеся называют – диаметр). Записываем на доске и в тетрадях. Пишем BC= d. Измеряем диаметр окружности с помощью линейки. d1=6см, d2=10см. Посмотрите и сравните значения данных радиусов и диаметров. Какой вывод можно сделать? (Диаметр в два раза больше радиуса). На доске учитель записывает d=2*r.После работы над этим этапом урока на доске и в тетрадях остается запись (Приложение 2).
5) Рассматриваем наши окружности еще раз.
Мы знаем радиус и диаметр. Что еще можно определить? (Длину окружности.)
Пробуем измерить длину окружности с помощью веревочки. Узелок на веревочке необходимо приложить к точке А на шаблоне круга и пытаемся выложить нашу веревочку по окружности. Теперь если мы приложим веревочку к линейке, мы сможем определить приближенное значение длины окружности. Давайте обозначим длину окружности буквой С и запишем: C1 = 19 см, C2 = 32 см.
6) Посмотрим в какой зависимости будут находится длина окружности и ее диаметр. (Увеличивается диаметр, увеличивается длина окружности. Зависимость прямо пропорциональная.)
7) Каждый для своей окружности находит отношение длины окружности к ее диаметру C/d.
Для убыстрения процесса вычисления можно воспользоваться калькулятором на телефоне.
19/6 = 3,16666…~3,2 Полученную бесконечную дробь округляем до десятых.
32/10 = 3,2
Что интересного заметили? (Несмотря на то, что окружности были разные по размеру, отношение длины окружности к диаметру получилось примерно одинаковое.)
Какой вывод можно сделать? (Отношение длины окружности к диаметру является одним и тем же числом и не зависит от диаметра и длины окружности.)
Эта закономерность была открыта еще давно. Учеными были произведены более точные вычисления. И это постоянное число равно 3,14159265. Оно называется число “пи” и обозначается греческой буквой π.
Чтобы легче было запомнить число π, нужно запомнить фразу: “Это я знаю и помню прекрасно”. Где количество букв в каждом слове, равно соответствующей цифре числа π. В расчетах используется число π, округленное до сотых (3, 14).
8) Подводим промежуточный итог.
Радиус обозначаем буквой – r,
диаметр обозначаем буквой – d,
длину окружности буквой – C,
число 3,14 – буквой π.
Следовательно, отношение длины окружности к диаметру формулой можно записать так: π = C/d.
Давайте выведем из этой формулы длину окружности – С.
C = πd. Но мы знаем, что диметр равен двум радиусам, следовательно,
C = π2r = 2 πr.
Вот мы и получили новые формулы:
(1) Нахождение длины окружности через диаметр
C = πd
(2) Нахождение длины окружности через радиус
C = 2πr
5. Физкультминутка (1 минута).
Упражнения физкультминутки выполняются при мысленном настрое на формирование красивого, здорового тела.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
6. Закрепление изученного материала (10 минут).
Решение задач на нахождение длины окружности.
Задачи оформляем так же, как задачи на нахождение площади и объема – “уголком”.
Задача № 847 стр.139 (у доски один из сильных учеников).
Дано: r1 = 24 см r2 = 4,7дм r3 = 18,5 м π = 3,14 | Решение: C = 2πr С1 = 2*24*3,14 = 150,72 (см) С2 = 2*4,7*3,14 = 29,516 (дм) С3 = 2*18,5*3,14 = 116,18 (м) |
Найти:
С1 – ?
С2 – ?
С3 – ?
Ответ: С1=150,72 см, С2 = 29,516 дм, С3 = 116,18 м
Задача № 849 стр.139.
Дано: d = 50 см π = 3,1 | Решение: C = πd Ρ3 = 50*3,1 = 155 (см) |
Найти:
С – ?
Ответ: С=155 см.
Задача № 850 стр.139. (Учащиеся выполняют, самостоятельно работая в парах.)
Учитель проходит по классу и следит за ходом выполнения работы, оказывая необходимую консультацию слабым учащимся.
Дано: d = 3,3 см π = 3,14 | Решение: C = πd; 1/2C = 1/2πd 1/2С = 1/2*3,3*3,14 = 5,181 (см) |
Найти:
1/2С – ?
Ответ: 1/2С = 5,181 см
7. Повторение изученного материала (5 минут).
Задача № 864 (1), стр.141.
Задачу учащиеся решают самостоятельно после предварительного разбора устно.
– Определяем, какая зависимость между данными величинами (прямо пропорциональная).
– Как обозначается такая зависимость в условии? (Стрелками, направленными в одну сторону).
– Как составляется пропорция при решении задач на прямую пропорциональную зависимость? (Как записано условие, так и записывается пропорция).
1 2 | Масса баранины 2,5 кг 3,2 кг | Масса белков 0,4 кг Х кг |
Решение:
Пусть Х кг – масса белков в 3,2 кг баранины
Составим и решим пропорцию:
2,5 : 3,2 = 0,4 : Х
Х = 0,512 (кг)
Ответ: в 3,2 кг баранины содержится 0,512 кг белков.
7*. Резервное задание.
– Два десятка лимонов стоят столько же рублей, сколько дают лимонов на 50 рублей. Сколько стоит десяток лимонов?
– Вместо * поставьте знаки действий и (или) скобки, чтобы получилось верное равенство:
* 6 * 6* 6 * 6 * = 35
8. Подведение итогов урока (3 минуты).Выставление оценок. Домашнее задание.
8.1. Подведение итогов урока.
– Как найти длину окружности, зная ее диаметр?
– Как найти длину окружности, зная ее радиус?
– Что вы запомнили о числе π?
8.2. Выставление оценок за урок.
8.3. Домашнее задание.
Учебник стр. 139 (прочитать текст в разделе “Говори правильно”, №№ 867, 868, 872).