Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

План-конспект занятия по теме Кислоты и основания. 5-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 577

Ещенко Валентина Александровна, учитель химии

Формат занятия: познавательная лаборатория.

Цель занятия:

Задачи занятия: проведение занятия в соответствии с требованиями ФГОС – овладение учениками предметными, метапредметными и личностными результатами.

Планируемые результаты деятельности:

1. Умение применять теоретические знания на практике.
Умение проводить несложные эксперименты и описание их результатов. (предметный результат).
2. Развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы, привитие навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, использование новых информационных технологий для привлечения учащихся к пониманию и описанию химических процессов. (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни (личностный результат).

УУД:

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эксперимент.

Оборудование: ИКТ: ПК по числу учащихся, из них подключенных к сети Интернет – по числу групп учащихся, проектор, экран.
Компьютер, интерактивная доска, коллекция для демонстрации кислот в быту и природе, набор реактивов и оборудования для проведения демонстрационных опытов, реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов.

Технологическая карта занятия (Приложение 1)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к занятию.

2. Активация знаний. Фронтальная беседа.

– Как называется все то, что нас окружает?
= Все, что нас окружает – физические тела или предметы.
– Из чего состоят тела?
= Тела состоят из веществ.
– Чем отличаются вещества друг от друга?
= Свойствами.
– Для чего необходимо знать свойства веществ?
= Для того чтобы правильно применять их.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В химии есть много интересных веществ. Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Какие это вещества? Вы позже назовете сами.
Чтобы изучать вещества, нужна лаборатория. Давайте мысленно перенесемся в лабораторию чудес (Приложение 2. Слайд 1), где я уже не учитель, а профессор химии, вы – молодые ученые, мои помощники.
Слайд 2. Видно мелькание сигнальной лампы, предупреждающей об опасности.
Слайд 3. Звучит сирена и «металлический» голос за кадром: «Внимание! Будьте предельно осторожны! Вы находитесь в секретной «Лаборатория чудес». Соблюдайте правила безопасности: не вдыхать реактивные пары, не трогать неизвестные вещества руками, с точностью выполнять рекомендации Профессора!». На фоне стилизованной музыки «Звуки лаборатории» («чпоканье» пузырьков, шипение и бульканье жидкостей...):
Профессор: Добрый день, коллеги! Наша лаборатория рада принять вас для прохождения практики. Надеюсь, молодые ученые порадуют вас своими открытиями!
И вот первое задание. Сегодня утром в лабораторию пришла посылка.
На демонстрационном столе стоят вещества, известные вам и применяемые в быту.
Учитель демонстрирует: лимон, кефир, бутылочку с уксусной кислотой, ягоды: клюква и черника в химическом стакане.
Учитель: Как вы думаете, что объединяет все это? Какое отношение эти предметы могут иметь к нашему занятия? Выскажите гипотезы.
Ответ: Набор продуктов питания с кислым вкусом. (Все кислое на вкус)
Учитель: Как вы думаете, какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?
Ответ: Они содержат кислоты.
– Какова цель нашего занятия? (Изучить кислоты).
Второе слово темы занятия написано здесь. Учитель демонстрирует чистый лист: это слово, написано невидимыми чернилами, разработанными сотрудниками секретной «Лаборатория чудес».
Один ученик из пульверизатора брызгает раствором щелочи на «чистый» лист. Проявляется малиновая надпись «Основания». (Приём яркого пятна)
– Ребята, сформулируйте тему занятия.
= Кислоты и основания. Слайд 4
Запись темы занятия в технологических картах, (Приложение 3).

4. «Открытие нового знания» Первичное усвоение новых знаний

4.1. Этап теоретический

Итак, цель нашего занятия – знакомство с кислотами и основаниями.
Учитель формирует проблему:
А что предполагает знакомство? (Ребята, сформулируйте задачи занятия). Что бы вы хотели узнать об этих веществах?
– где они встречаются?
– какие свойства у них?
– какую пользу приносят кислоты и основания человеку и природе? и т.д.
Мы сегодня познакомимся с кислотами и основаниями, и узнаем с вашей помощью о том, где мы сталкиваемся с кислотами и основаниями в повседневной жизни.
Начнем знакомство с кухни. Какие кислоты вам уже известны? Какие из них есть дома?
= Лимонная, уксусная… Слайд 5
Давайте узнаем о кислотах побольше: подготовить сообщения о самых важных кислотах.
Виды деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации в интернете.
Работа групп по инструкции. (Приложение 3).
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, демонстрация результатов деятельности группы перед остальными коллективами. Взаимооценка работы на данном этапе.
Устный журнал мини-сообщений о кислотах. Сообщения по 1-2 мин. (Приложение 4).
Слайд 6
А кто знает, что такое основания? Основание — это соединение, химически противоположное кислоте. Щелочью называется основание, растворимое в воде.
В химии у оснований, или щелочей, есть определенное значение. Со щелочами мы в повседневной жизни встречаемся реже, чем с кислотами.
В целях развития познавательного интереса и демонстрации важности соединений данного класса демонстрируются слайды презентации и сообщаются интересные факты об основаниях.
Слайд 7: Химики различают кислые растворы (кислоты) и щелочные растворы (щелочи). Так, раствор уксуса является кислым, а раствор мыла — щелочным, его ещё называют мыльным щёлоком.
Самое известное щелочное соединение – это раствор соды.
Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.
Жидкие очистители содержат щелочи, растворяющие грязь. Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.
Щелочной раствор – гашеную известь мы наносим на стены при побелке.
Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.

Первичная проверка понимания

Состоялось знакомство с веществами. Давайте проверим, насколько вы были внимательны.
По слайду 8 назвать кислоты.

Учащиеся делают вывод о том, что кислоты и основания необходимые вещества для жизни и их нужно изучать.

Физкультминутка. Смена деятельности. (Приложение 6)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

4.2. Этап экспериментальный

Нас окружает много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. (Если вещество не кислотное и не щелочное, то говорят, что оно нейтральное). Кислоты бывают пищевые и те, что категорически запрещается пробовать на вкус.
Очень кислые или очень щелочные вещества мы в обычной жизни не используем. Такие вещества могут быть очень опасными.
Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус кислоты и основания! Вы же знаете, что в лаборатории категорически запрещается пробовать химические вещества на вкус. Это грубейшее нарушение ТБ.

Вопрос – проблема

Демонстрация: Перед вами растворы. Как распознать вещества не пробуя их на вкус?

Самостоятельный поиск ответа по информационным листам. (Приложение 5)

Слайд 9

Демонстрационный опыт:

Горшок с фиалкой. На чашке Петри находятся лепестки с каплями кислоты, фиолетовые лепестки стали ярко-красными, а в горшке фиолетовые.

В химических лабораториях используют не природные, а синтетические индикаторы. Демонстрация: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага.

5. Экспериментальная проверка найденной информации об индикаторах

Самостоятельная работа учащихся в группах по вариантам (с последующей проверкой).

Техника безопасности при работе со щелочами и кислотами!

Задача: распознать кислоту и щелочь с помощью лакмуса и природного индикатора; закрепление умения самостоятельно проделывать опыты, соблюдая ТБ, делать выводы и обобщать. (Приложение 3)

Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Как можно определить растворы кислоты, щелочи?
Для чего это нам необходимо знать?
Ответ. Чтобы правильно применять эти вещества в жизни.

6. Применение новых знаний

Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

Экспериментальная задача: Докажите, что в состав лимона входит кислота.

Как она называется и где она может применяться? Как называются вещества, которые вам потребуются для решения задачи.

7. Подведение итогов

Выводы к уроку:

1) Все кислоты кислые на вкус.
2) Индикаторы («указатели») – вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р. Бойлем.
3) Кислоты нужны человеку как лекарства, в составе пищи, как химическое оружие в природе.
4) Кислоты и основания необходимые вещества для жизни и их нужно изучать.

Домашнее задание. Слайд 10

За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого:

  1. Удаление ржавых пятен лимонной и уксусной кислотой. (Домашний эксперимент). Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу.
  2. Подготовить презентацию по теме: «Кислоты и основания в быту и жизни»
  3. Нарисовать рисунок по теме: «Кислоты и основания в природе»

Рефлексия Слайды 11, 12.

Сегодня на уроке я:

– Научился…
– Мне показалось важным…
– Я понял, что…
– Я почувствовал, что…

Список литературы

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», Москва,1992 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Интернет-ресурсы

  1. https://metodic-school.ru/?link=10568.9
  2. https://metodic-school.ru/?link=10568.10
  3. https://metodic-school.ru/?link=10568.11
  4. https://metodic-school.ru/?link=10568.12
  5. https://metodic-school.ru/?link=10568.13
  6. https://metodic-school.ru/?link=10568.14
  7. https://metodic-school.ru/?link=10568.15