Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Освоение Земли человеком

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 881

Янышева Лариса Денисовна, учитель географии

Цели:

Дидактическая структура занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка учебных задач на урок

– Итак, мы изучили с вами все типы природных ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось естественных природных ландшафтов, которые не изменил бы человек в результате своей деятельности. И так же почти не осталось территорий, не заселенных человеком. Даже в Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с вами говорить.

Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1. Слайды 1, 2)

III. Изучение нового материала

1. Расселение человека по материкам

? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?

Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)

2. Главные области расселения

В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6). Но население размещено крайне не равномерно.

?– Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?

Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.

– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.

(Слайд 7)

Учащимся было дано задание, дома познакомиться с этой картой, выяснить, какую информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти в интернет источнике определение и пояснение – что такое плотность населения. Предлагаю ответить на этот вопрос, затем правильность ответов проверяется с учителем (Слайд 8)

?– Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?

Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения. (Слайд 9)

Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)

? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?

Записать в тетрадь. (Слайд 14)

Факторы:

1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.

? – Какие выды хозяйственной деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью: возделыванием земель, добычей полезных ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли. При этом различные виды деятельности, влияют на природу по разному.

Предлагаю учащимся прочитать текст на стр. 74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д… заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности оказывает наибольшее влияние на природу ? приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности населения содержат комплексные карты.

4. Знакомство с комплексными картами

Предлагаю определить по легенде , какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.

5. Страны мира

– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.

Далее – опережающее задание, сообщение-презентация о государствах мира. (Приложение 2)

– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.

(Слайд 16)

IV. Заключение

1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:

– Какая территория является древней родиной человека?
– Какие материки были заселены в последнюю очередь?
– Что называется плотность населения?

2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:

Задания:

Оценка

  • Плотность населения это …
  • Этнос это …
  • Самая большая по площади страна мира это …

3

  • Назовите и покажите на карте крупнейшие страны мира
  • Назовите и покажите на карте самые заселенные страны мира

4

  • Покажите на карте основные пути расселения человека. Покажите территорию, на которой появился первый человек и объясните причину, появления человека именно на этой территории.

5

3-й вариант: заполнение бортового журнала.

Что я уже знал(ла) по данной теме?

Какие знания я получил после изучения темы?

V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.