Цель урока: сформировать представление о понятиях “истина” и “ложь”.
Педагогические задачи урока:
Форма организации урока – эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опят учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочих тетрадях).
Тип урока – комбинированный (повторение и обобщение, изучение нового материала, контроль знаний и практическая работа).
Стратегия – обобщающая, развивающая.
Требования к усвоению учебного материала на конец урока:
Ключевые понятия урока –высказывание, истина, ложь.
Дополнительные понятия – несовместимые понятия, формы представления информации.
Обеспечение урока:
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:
На прошлых уроках мы познакомились с понятиями и терминами, делением и обобщением понятий и отношениями между понятиями. Дома вы работали с учебником. Давайте повторим изученное .
Вопросы фронтального опроса:
Задание у доски (2 человека): дополнить схемы (Приложения 2, Приложения 3).
Подведение итогов выполнения домашнего задания.
Для подготовки к усвоению нового материала, актуализации и обобщению имеющихся у учащихся знаний проводится небольшая беседа, в ходе которой вспоминаются случаи из жизни, художественной и научно-популярной литературы, когда чьи-либо слова, рисунки или действия не соответствовали действительности. Обсуждается, в каких случаях это было осознанно, а когда по ошибке или случайно. Тем самым необходимо подвести детей к пониманию того, что наши высказывания о чём-либо могут соответствовать действительности, а могут и нет.
Делается вывод: с точки зрения науки логики эти суждения являются истинными или ложными. Результатом размышления являются высказывания в виде рисунка, схемы, формулы, жеста.
Задание учащимся: придумать пару высказываний об одном предмете – одно истинное, одно ложное.
Следующее задание – игровое. 1)Учащиеся делятся на пары. Затем по очереди один учащийся из пары произносит высказывание, а другой определяет – истинно оно или ложно. 2) Каждой паре необходимо придумать примеры высказываний “Чего на свете не бывает” из разных областей науки (учитель отмечает самые интересные примеры).
Вопрос учащимся: “А бывает ли, что истинное высказывание становится ложным после каких-то событий?” (ответы учеников)
Здесь можно подвести итог: высказывание, которое соответствует действительности, называется истинным, а которое не соответствует действительности – ложным. Но любое истинное высказывание со временем может стать ложным.
Снятие общего утомления
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре улетела.
Снятие утомления глаз
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап
Мы на небо посмотрели
Капельки кап – кап – запели
Намочились лица
Мы их вытирали
Туфли – посмотрите!
Мокрыми вдруг стали,
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим
Выполнение заданий в Р/Т на закрепление основных теоретических понятий урока
Далее – устная проверка заданий, вызвавших затруднения.
Подведение итогов самостоятельной работы в тетради.
Работа с ЭОР. Самостоятельная работа – выполнение заданий из компьютерного практикума (№1-4). Самопроверка.
Проводится с использованием ЭОР.
Учитель делает акценты на том, что учащиеся должны понять, знать и уметь после изучения нового материала. Затем отмечает учеников, активно работавших на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.