Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок-исследование. Распознавание неогранических веществ

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 311

Власенко Лидия Евгеньевна, учитель

Цели урока:

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

II. Актуализация проблемы

Учитель: На прошлом уроке, выполняя практическую работу, мы увидели, что больше всего ошибок было допущено в задаче №3. В связи с этим мы сформулировали проблему, над которой решили поработать дополнительно. Повторите формулировку этой проблемы.

Ученик: Каким образом распознать неорганические вещества?

Учитель: Исходя из проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

Ученик: Распознавание неорганических веществ.

Учитель: А вот цель урока мы сформулируем после того, как я расскажу вам следующую историю.

Вчера ко мне пришел ученик 8 класса и попросил помочь ему. Он рассказал, что хотел дома провести опыты, для этого взял поваренную соль, соду и сульфат натрия и растворил каждое вещество в воде. Перелил вещества в бутылочки, а потом отвлекся и забыл, в какой бутылочке, какое вещество. Давайте поможем восьмикласснику в решении этой задачи. Итак, какова цель нашего урока?

Ученики: Цель нашего урока: Распознать хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия.

Учитель: Каковы формулы этих веществ?

Ученики: Формулы этих веществ: хлорид натрия - NaCl, карбонат натрия - Na2CO3, сульфат натрия - Na2SO4

Учитель: (Карточки с формулами прикрепляет к доске. Открывает доску, на которой записано:

Проблема: Каким образом распознать вещества?

Тема: Распознавание неорганических веществ. Лабораторная работа.

Цель: распознать NaCl, Na2CO3, Na2SO4)

Запишите в тетрадь проблему, тему и цель урока.

III. Выдвижение версий.

Учитель: Сегодня мы будем работать с карточками, которые лежат у вас на столах. Обратите на них внимание. На одной стороне этих карточек указаны этапы исследовательской деятельности [1,2] (Приложение 1), на другой–подсказка на данный урок–качественные реакции на анионы [3] (Приложение 2). Итак, вы сегодня выступаете в роли юных исследователей. Используя выданные вам карточки–подсказки по этапам исследовательской деятельности, назовите наш следующий шаг.

Ученик: Следующий шаг в нашей работе–выдвижение версий.

Учитель: В пробирках у вас -растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия. Посмотрите на эти растворы. Возможно ли распознавание этих веществ по внешним признакам?

Ученик: Нет, распознавание хлорида натрия, карбоната натрия и сульфата натрия по внешним признакам невозможно.

Учитель: В таком случае, используя словосочетания “а что если”, “а может быть”, предложите ваши версии по решению задачи

Ученики: I версия.

А может быть подействовать кислотой?

II версия.

А может быть подействовать индикатором?

Возможны и другие версии.

Учитель записывает предложенные версии на доске.

IV. Обоснование версий.

Учитель: Каков следующий шаг в нашей работе?

Ученик: Следующий шаг в нашей работе – обоснование версий.

Учитель: Кто желает пойти к доске и попробовать обосновать любую версию, т.е. предложить ход эксперимента?

Используя карточку, один ученик проводит обоснование первой версии.

Второй ученик проводит обоснование второй версии

Учитель: Есть какие-либо вопросы, замечания по обоснованию версий?

Посмотрите на критерии оценивания. Как бы вы оценили ответы отвечающих?

Обучающиеся оценивают ответы одноклассников.

Учитель: Ребята, какое действие в исследовательской работе мы сейчас с вами выполнили?

Ученик: Мы провели обоснование версии, т.е. спланировали эксперимент.

Учитель: Есть ли какие – либо вопросы по ходу эксперимента?

V. Доказательство версии - проведение эксперимента.

Учитель: В качестве метода исследования мы выбрали эксперимент. Итак, сейчас вы будете проводить опыты, т.е. доказывать версии. Давайте вспомним правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики:

- Проба – 0,5 – 1 см по высоте

- Если кислота попадет на руки, необходимо смыть большим количеством воды

- Всю работу выполнять только над ящиком для опытов

- Если взяли избыток вещества, нельзя сливать его в исходный сосуд.

Учитель: Вам предлагается сделать выбор: на оценки “4” и “5” работаете над версией с использованием индикатора, на оценку “3” - над версией с использованием кислоты. В тетради заполняете таблицу (Приложение 3).

При выполнении эксперимента, работайте вместе, распределите работу.

VI. Обобщение результатов и выводы

Учитель: Давайте сделаем выводы по поводу проведенного эксперимента. Удалось ли вам увидеть тот результат, какой мы предполагали?

Ученики: сообщают результаты исследования, делают выводы:

1. В пробирке №1 – Na2SO4, №2 – NaCl, №3 – Na2CO3

2. Вещества можно распознавать на основе:

- качественных реакций

- свойств некоторых солей подвергаться гидролизу

Учитель: Ответили ли мы на вопрос ученика?

Ученики: Да, ответили.

VII. Рефлексия и итог урока

Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: Чему я (лично я) сегодня научился?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Учитель: Сегодня на уроке мы решали с вами проблему: каким образом распознать неорганические вещества? Решение проблемы вели через исследование, основными этапами которого являются:

- постановка проблемы

- выдвижение версий (гипотез)

- обоснование версий

- доказательство версий

- анализ и обобщение результатов

- формулирование выводов

- представление результатов исследования.

Такие этапы проходит любой исследователь, и я рада, что сегодня у нас была возможность побывать в этом качестве.

VIII. Задание на дом.

Учитель: Предложите и обоснуйте версии по распознаванию следующих веществ: хлорида натрия, хлорида цинка, хлорида железа (III)

Обучающиеся записывают задание на дом.

Литература.

  1. Новожилова Н.В. Использование Интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. Журнал “Завуч”, №8, 2003, с.119
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.; “Сентябрь”, 2003, с.48-49
  3. Габриелян О.С. Химия, 8. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2007.