Тип урока: комбинированный с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся и компьютерной поддержкой.
Цели:
Оборудование: карта «Климат России», карта «Природные зоны России», атласы, гербарий; персональный компьютер, диск с презентацией «Степь», медиапроектор,
раздаточный материал к географическому диктанту.
Структура урока:
I. Проверка домашнего задания
II. Изучение нового материала
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание
V. Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Этап проверки домашнего задания
1. Вступительное слово учителя. Он задает классу вопросы о материале предыдущего урока. Затем организует проверку домашнего задания.
2. Географический диктант. Задание в Приложении 1. После выполнения задания учитель организует взаимопроверку в парах. Ключи на доске.
II. Изучение нового материала
Мотивация через постановку проблемного вопроса. Ребята, обратите внимание на ключ проверки домашнего задания, что общего вы выделили у этих двух природных зон (тайги и смешанных лесов)?
Ответ под номером 16. В этих зонах преобладают деревья.
Правильно это лесные зоны.
Вопрос учителя. А сейчас, обратите внимание на изображение на изображение природных зон на слайде (Презентация. Слайд 1).Какую особенность вы заметили?
Ответ. На слайде в изображении природных зон отсутствуют деревья. Поэтому следующие природные зоны, которые мы будем изучать называются безлесными.
Тема урока «Безлесные зоны на юге России» записывается в тетрадь. (Презентация. Слайд 2)
Вспоминают план характеристики природной зоны.
План характеристики природной зоны
1. Географическое положение.
2. Типичный внешний облик.
3. Климатические условия.
4. Почвы, их свойства.
5. Типичные растения и животные, их приспособление к условиям существования.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможность их использования человеком.
7. Проблемы охраны природной зоны.
1. Изучение географического положения природной зоны
Учащиеся находят, что после лесных зон и лесостепей находится степная зона, и определяют ее географическое положение, используя карты атласа. Один из учащихся отвечает у доски, используя карту «Природные зоны России».
Природная зона степей находится на юге Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и в котловинах Восточной Сибири к югу от лесной зоны. Она клином сужается к Западной Сибири, где расположена к югу от тайги. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую).
2. Изучение типичного внешнего облика. (Презентация. Слайды 1, 2)
Опережающее задание (рассказ ученика о степях и стихи). Во время рассказа о степях сменяются слайды с их изображением, которые помогают формированию образа.
После рассказа учитель задает проблемный вопрос. Почему же степь относится к безлесной зоне?
Ответ учащихся. Основная причина изменение климата.
3. Изучение климатических условий природной зоны
Учитель предлагает самостоятельное задание для работы с картами атласа. Задание. Используя карты атласа сравните климат лесной зоны и степей, данные занесите в таблицу.
Климатические показатели | Лесная зона | Степь |
Средняя температура июля | ||
Годовое количество осадков | ||
Испаряемость | ||
Коэффициент увлажнения |
После выполнения задания делают вывод, используя (Презентация. Слайд 3)
Вывод: в природной зоне степей климат становится жарче и засушливей, поэтому древесной растительности не хватает влаги. Мы знаем, что природная зона-это природный комплекс и если изменяется какой-то компонент, то меняется весь комплекс.
4. Изучение почв, растительности, животного мира
Изменяется климат – изменяется растительность – изменяется животный мир – изменяются почвы.
Давайте познакомимся с другими компонентами природной зоны:
Опережающее задание: учащиеся рассказывают о компонентах, используя (Презентация. Слайды 4, 5, 6)
Вывод: итак, ребята, обратите внимание на карту, какую значительную территорию занимают степи в нашей стране. Однако степь в первозданном виде вы встретите только в заповедниках. Почему?
5. Изучение использования природной зоны человеком.
Из-за благоприятных климатических условий, плодородных почв это территория полностью освоена человеком, она распахана.
Распаханность зоны степей в России составляет 80-90%.
Опережающее задание. Сообщение об использовании степей человеком.
6. Изучение проблем охраны природы степей.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека в зоне степей привела к возникновению экологических проблем. Учащиеся работают с текстом «Экологические проблемы сельского хозяйства», выявляют проблемы. (Презентация. Слайд 7)
Источники загрязнения: Пути рационального природопользования:
- сельское хозяйство
- промышленность
- транспорт
- отходы населения
Предложить детям пути решения экологических проблем.
III. Этап закрепления знаний
Учитель предлагает учащимся список вопросов, характеризующих степи и леса.
Задание. Выбрать признаки характерные для степей. (Приложение 2)
После выполнения задания учитель предлагает заслушать учащихся, проговорить еще раз признаки степей. Учитель организует рефлексию, он выясняет у учащихся правильно ли выполнено задание.
IV. Домашнее задание (Презентация. Слайд 8)
V. Рефлексия. Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.