Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Многообразие птиц. 7-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 538

Смирнова Ирина Андреевна, учитель биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,89 МБ)


Цель: Познакомить с разнообразием систематических групп птиц, с разнообразием экологических групп птиц, с разнообразием птиц родного края.

Задачи:

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение целей и задач урока

3. Подготовка к активному восприятию нового материала

  1. Просмотр первого фрагмента фильма.
  2. Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных.
  3. Рекорды птичьего мира
    • Самый выдающийся рекордсмен – африканский страус. Как минимум пять рекордов поставлены этим представителем мира пернатых.
    • Самая маленькая птичка – колибри-шмель, обитающий на Кубе. Как можно догадаться, у колибри самое маленькое гнездо в птичьем мире – его размеры не превышают половинки грецкого ореха и самые крошечные яички.
    • Самой крупной водоплавающей птицей является императорский пингвин.
    • Самые длительные перелеты совершают полярные крачки.
    • Лучшим «имитатором» среди птиц считается многоголосый пересмешник, обитающий в лесах на юге США.

4. Изучение нового материала

Эволюция птиц идет уже почти 199 млн. лет. Результатом эволюции является огромное разнообразие птиц, что отражено в современной систематике.

Класс ПТИЦЫ включает три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.

Учащиеся заполняют схему в тетрадях.

Различают следующие экологические группы:

  1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это многочисленные представители отряда воробьиных: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворцы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.
  2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Они объединяют представителей многих отрядов: жаворонков, трясогузок (отряды воробьиные), чибисов (отряд кулики), журавлей (отряд журавлеобразные), куропаток и перепелов (отряд куриные), коростелей (отряд пастушковые).
  3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные).
  4. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
  5. Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.
  6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Различают 3 группы:

Работа учащихся в группах (по учебникам и доп. материалам) – каждая группа ищет характерные особенности одной из групп птиц – дневные хищные птицы и ночные хищные птицы

Проверка – по презентации

Заполнение таблицы.

Экологическая группа Характерные особенности Представители
По презентации

5. Закрепление нового материала

6. Итог урока

Что вы узнали нового и интересного на уроке?

Что понравилось больше?

Что понравилось меньше или не понравилось?

Источники:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ под ред.В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2004.
  2. Мтериалы сайта https://metodic-school.ru/?link=10455.2