Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Топливная промышленность

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 405

Шимина Надежда Александровна, учитель географии

Цель:

Оборудование: Картина «Нефть и продукты ее переработки», «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивационно-ориентировочный аспект

Учитель. Наша огромная страна расположена в умеренном климатическом поясе с холодной сибирской зимой. Чтобы выжить в таких климатических условиях, о чем людям нужно позаботиться?
О чем пойдет речь на уроке?

Дети. О топливе.

Учитель. Вернее о топливной промышленности. А что именно о топливной промышленности нам предстоит узнать сегодня?

Учитель совместно с учащимися определяет целевые ориентиры учебного занятия.

  1. Виды топлива?
  2. Где размещены основные бассейны?
  3. Как добывают нефть, газ, уголь?
  4. Существуют ли экологические и экономические проблемы?

3. Изучение нового материала

Словарная работа.
Себестоимость (учащиеся самостоятельно пользуясь текстом учебника записывают в тетрадь)
Работа по карте:

Какую информацию можно получить из этой карты? (учащиеся пользуясь легендой карты называют, что можно определить, угольные бассейны, нефтяные базы, НПЗ, нефтепроводы и др.)

Сегодня нам с вами предстоит определить с одной стороны особенности основных отраслей топливной промышленности, а с другой – проблемы экологического и экономического характера.

Остановимся подробнее на нефтяной промышленности.

(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся)

Обратимся к диску.

  1. Рассмотрим пользуясь интерактивным пособием добычу нефти на шельфе Баренцева моря.
  2. Добычу нефти и газа в Тюменской области.
  3. Ханты-Мансийский район.
  4. Газопровод на Ямале.
  5. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)

Газовая промышленность.

Назвать пользуясь картой атласа:

(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).

Остановимся подробнее на угольной промышленности.

(учащиеся отвечают пользуясь картой, учитель дополняет ответы учащихся).

Обратимся к диску.

  1. Рассмотрим пользуясь интерактивным наглядным пособием бассейны каменного и бурого угля .
  2. Каменный уголь.
  3. Бурый уголь.
  4. Карьер по добыче каменного угля в Кемеровской области.
  5. Канско-Ачинский угольный бассейн.

А есть ли экономические и экологические проблемы в этой отрасли в нашей местности? (Учащиеся приводят примеры обеспеченности топливом нашей местности, транспортировку топлива, высокие цены на него, пути решения этой проблемы, предлагают альтернативные источники энергии и др.)

4. Практическая работа

Характеристика двух угольных бассейнов на основании статистических материалов, карт и текста учебника.

1. План характеристики

– Географическое положение.
– Экономические и экологические проблемы.
– Перспективы развития

2. Заполнить таблицу

(с целью экономии времени таблицу распечатываю и раздаю каждому ученику, они вклеивают ее в тетрадь)

Бассейн Обще геологические запасы Каменный или бурый Средняя глубина добычи,м Средняя мощность пластов,м Калорийность угля,
тыс.ккал/кг
Добыча

млн.т.

Затраты на добычу
1т у.т.
Направления перевозок.
Кузнецкий
Печорский

Домашнее задание

Параграф19, нанести на к/к базы нефтяной и бассейны угольной промышленности.

Итог урока

Обратимся к целям урока:

Какие виды топлива узнали?
Экономические и экологические проблемы?
Что запомнилось больше всего?
К чему не остались равнодушными?

Оценки за урок.

Список литературы:

  1. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П.Дронов, в.Я.Ром. – М. :Дрофа, 2011.
  2. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9кл, Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2009.
  3. «Топливная промышленность России» интерактивное наглядное пособие.