Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок-турнир Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 343

Сахарова Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-турнир.

Класс: 7

Состав требований при изучении материала:

  1. Учащиеся должны знать:
    • преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре;
    • события первой четверти XVIII века, которые свидетельствуют о  социальных конфликтах эпохи;
    • факты из жизни выдающихся политических, военных, церковных, культурных деятелях страны;
    • значение Северной войны для России.
  2. Учащиеся должны уметь:
    • давать оценку преобразованиям в экономике, армии, государственном устройстве, культуре;
    • на исторической карте новые экономические центры;
    • показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I;
    • указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем;
    • объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, Синод, Сенат, коллегии, мануфактура, меркантилизм, абсолютизм.

Доминирующие методы обучения:

  1. Диалогический. Создается проблемная ситуация: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся.
  2. Эвристический. Организация в ходе эвристической беседы поиска ответа на проблемный вопрос.
  3. Исследовательский. Дается опережающее домашнее задание.

Методическое обеспечение:

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о процессе образования Российской империи; обобщить представления учащихся о Петре I и сформулировать оценочный вывод о чертах личности и деятельности;
  2. Продолжить формирование хронологических и картографических умений на материале темы; способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся; включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний и развитию интереса к предмету; стимулировать активное участие семиклассников в обсуждении темы;
  3. Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма, развитие интереса к культуре своего народа.

План урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

  1. Создание эмоционального фона (яркий пушкинский текст);
  2. Тема, цели урока, форма урока;
  3. Представление команд, капитанов, ведущих, ассистента (считает баллы);
  4. Объяснение системы оценок.

III. Организация турнира

  1. Конкурс-приветствие;
  2. Конкурс «История и литература»;
  3. Конкурс «Календарь»;
  4. «История и география»;
  5. «История и архитектура»;
  6. Конкурс на знание понятий;
  7. Неотосланные депеши»;
  8. Решение проблемных задач;
  9. Оценка деятельности Петра I;
  10. Театрализация;
  11. Конкурс капитанов.

IV. Завершение турнира: подведение итогов игры.

V. Домашнее задание: продолжать изучать деятельность Петра I.

VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.

Ход урока

На доске – эпиграфы:

«Петр Великий один есть целая всемирная история!»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.

«Петр сделал вызов России, ее гению – и Россия ответила ему поэзией Пушкина».
В.О.Ключевский.

II. Вступительное слово учителя

Перед тем как назвать тему, цели урока, я зачитаю вам яркий эмоциональный пушкинский текст:

«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».

(«Мысли в дороге»)

Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петра Великого (первый эпиграф). Имена Пушкина и Петра тесно связаны. Связь этих двух великих людей так объяснил В.О.Ключевский (второй эпиграф). Пушкин вроде бы не историк, но он историк и приближает нас к пониманию прошлого. Эти имена связаны и с нашим уроком.

На предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи (конец XVII – первая четверть  XVIII века). Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных вами по этой теме. Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи, представлений о Петре I. Вам предстоит развивать хронологические, картографические умения, логическое и образное мышление, творческие способности.

Наш урок мы проведем в игровой форме – как турнир, соревнование двух команд. Каждая команда состоит из 6 человек. Представляю капитанов, ведущих. Остальные ученики выступают в роли зрителей-болельщиков, которые тоже отвечают на вопросы. Ассистент считает баллы. Успехи команд будут оцениваться в баллах. За удачные ответы участники турнира получают жетон, имитирующий мелкую разменную монету XVIII века, «полушку» (монета с изображением птицы). Баллы считает ассистент ведущих – советник камер-коллегии. Как ты думаешь, почему твоя роль называется так? (вопрос к ассистенту). Зрители, отвечающие на вопросы, также получают жетоны, которые можно передать в фонд той или иной команды.

В процессе подготовки к уроку вы повторили изученный на предшествующих уроках материал.  Участники турнира составили вопросы, адресованные соперникам. Подготовили карточки, жетоны, газету, учили стихи, которые прозвучат на уроке. Желающие приняли участие в конкурсе рисунков.

Сам турнир включит в себя несколько конкурсов: конкурс-приветствие, «История и литература», «История и география», «Календарь», «История и архитектура», «Неотосланные депеши», конкурс на знание понятий, на умение решать проблемные задачи, театрализацию, конкурс капитанов.

III. Организация турнира

1 .Конкурс-приветствие: придумать название команды и объяснить значение слов, использованных в названиях; девиз; эмблему. Задают соперникам по 3 вопроса.

Зрителям предлагается назвать книги, фильмы, посвященные эпохе Петра I.

2. Конкурс «История и литература»

История на пушкинских страницах.

Первой команде:

1) Об основании какого города идет речь в отрывке из пушкинской поэмы? Назовите эту поэму.

«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».

(Речь идет об основании Санкт-Петербурга. Цитируется поэма «Медный всадник»)

2) Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…»

(Петру I)

Второй команде:

1) О каком сражении идет речь в этих стихах?

«Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон».

(О полтавской битве, 1709г.)

2) Какой «гордый конь» имеется в виду в следующих строках? Кто восседал на этом коне?

«Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»

(Речь идет о конной статуе работы Фальконе – памятник Петру I)

Зрителям:

1) В каких произведениях Пушкина воссоздается образ Петра Великого?

(«Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

2) Каково было одно из первоначальных названий поэмы «Полтава»?

(«Мазепа»)

3. Конкурс «Календарь»

Командам выдаются карточки с хронологическими уравнениями.

Как связаны между собой следующие события:

= события аналогичны, тождественны;
↔события противоположны по своему содержанию или последствиям;
→события находятся между собой в причинно-следственных отношениях.

Первой команде:

1)

Июнь 1709г.

(генеральное сражение под Полтавой)

Июль 1714г.

(генеральное сражение на море у м.Гангут)

2)

Ноябрь 1700

(поражение под Нарвой)

1704г.

(победа под Нарвой)

Второй команде:

1)

Июль 1714г.

(победа на море у м.Гангут)

Июль 1720г.

(победа на море у о.Гренгам)

2)

Сентябрь 1708

(битва у Лесной)

27 июня 1709г.

(Полтавская битва)

Решите пример:

Первой команде:

(год основания С.-Петербурга + год учреждения Академии наук + год создания Сената + 24) : 3 = год и событие?

(1703 + 1725 + 1711 + 24) : 3 = 1721

(Россия провозглашается империей, окончание Северной войны)

Второй команде:

(год начала восстания Булавина + год разделения России на губернии + год принятия Табели о рангах + 38) : 3 = год и событие?

(1707 + 1708 + 1722 + 38) : 3 = 1725

(Год смерти Петра Великого, учреждение Академии наук)

Зрителям: предлагаются карточки с датами и назвать события, связанные с ними.

Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.

4. Конкурс «История и география»

1. Показать на карте

Первой команде:

1) Деревню, победа под которой стала «матерью Полтавской баталии»;

2) Город, который стал «окном в Европу»;

3) Страну, куда бежал Карл XII после полтавской битвы.

Второй команде:

1) Город, под которым состоялось генеральное сражение русской и шведской армий;

2) Мыс, у которого Балтийский флот одержал первую победу над шведским флотом;

3) Город, где был подписан мирный договор между Россией и Швецией после окончания Северной войны.

2. Представьте, что вы живете в Москве в XVIII веке и решили заняться торговлей. Куда вам лучше и выгоднее поехать:

1-й команде – за железом? (в Тулу, на Урал)

2-й команде – за тканями и сукном? (Иваново, Владимир).

Зрителям:

1) Где находились судостроительные верфи в XVIII веке? (С.-Петербург, Воронеж, Брянск)

2) Показать территории, вошедшие в состав России по Ништадскому мирному договору.

5. Конкурс «История и архитектура»

Задание командам:

1-й команде – собрать разрезанные фрагменты открытки с изображением и рассказать, в честь какого события построены эти сооружения, где они находятся.

Зрителям:

назвать памятники культуры XVIII века.

Подводятся итоги конкурса рисунков.

6. Конкурс на знание понятий

Определите ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий.

1-й команде:

1) Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади.

2) Регулярная армия – армия, которая созывается в случае войны.

2-й команде:

1) Мануфактура – объединение ремесленников.

2) Абсолютизм – неограниченная власть народа.

Составьте предложения со словами.

1-й команде:

1) Синод;

2) Ревизия.

2-й команде:

1) Коллегия;

2) Ассамблея.

Зрителям предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить понятия:

ку-ст-ам-ра, м-р-ант-лизм.

Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.

7. Конкурс «Неотосланные депеши»

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений?  Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.

1-й команде:

«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».

(Петр I в 1696г.)

2-й команде:

«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».

(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).

Зрителям: кто? когда?

1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».

(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).

2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».

(Орешек, Петр I, 1703г.).

3) «Пускай сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».

(Карл XII о строительстве С.-Петербурга, 1703г.).

8. Решение проблемных задач

1-й команде:

Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?

(Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и все «западников» в России)

2-й команде:

Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?

(Войны и государственные стройки петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабо заселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе)

Зрителям:

Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?

(Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти они не успели)

9. Оценка деятельности Петра I

1-й команде:

Что положительного было в деятельности Петра I?

2-й команде:

Что отрицательного было в деятельности Петра I?

Зрителям предлагается назвать современников Петра I и объяснить, чем знамениты эти люди.

10. Конкурс капитанов (на умение реконструировать исторические факты).

Нужно составить рассказ-загадку, в котором по характерным деталям нужно угадать город и событие, в нем происшедшее.

Соперник угадывает.

11. Театрализация

IV. Завершение турнира: подведение итогов игры

VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.

Значение петровских преобразований для России велико. Россия «прорубила окно в Европу» и вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер жизни. Его дело продолжали его наследники: дочь Елизавета Петровна, жена его внука Петра III Екатерина II, которая тоже стала Великой. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он – пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Отечество и радеет за него.

Завершить урок мне хотелось бы пушкинской проповедью, так как слова Пушкина побуждают вслушиваться в историю, сопереживать ее действующим лицам. Ведь история всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами в судьбе страны стояли конкретные люди со своими интересами, радостями, потерями.

«Какое поле эта русская история! История – долга, жизнь – коротка», - писал Пушкин барону Корфу.

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»

А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву.

Вместе с Пушкиным я призываю вас любить и изучать историю России.

Урок завершен. До встречи на следующем уроке!