Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Материал урока по теме СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. Международное положение и внешняя политика. Война в Афганистане

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 355

Фетисова Елена Федоровна, учитель истории и обществознания

Цель урока:

План:

  1. Международная обстановка в середине 60-х гг.
  2. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева.
  3. Афганская война.

Вступительное слово учителя.

Мирное сосуществование оставалось главной целью политики СССР. Однако приоритет получило соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря. И вообще внешняя политика в данный период имела приоритетное значение. Правительство СССР проводило достаточно жесткую политику, сделав упор на достижение военного паритета с Западом. В этот период реализовывалась так называемая доктрина Брежнева – политика “ограниченного суверенитета”, опеки в отношении социалистических стран. Как только эти страны начинают проводить свою политику (например, в 1968г. попытка демократизации в ЧССР), СССР применяет силу (ввод советских войск в ЧССР). В конце 60-х гг. обострились отношения с Китаем (территориальный спор из-за острова Даманский).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений со странами Западной Европы и США. В 1966 г. начинается сближение с Францией (визит в Москву Шарля де Голля).

В 1970 г. был подписан московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости послевоенных границ.

В начале 70-х гг. происходит улучшение отношений с США. Начиная с визита президента США Никсона в Москву в 1972 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности.

Политика разрядки международной напряженности состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. В 1969 г. СССР и США достигли военного паритета (по числу межконтинентальных ракет).

26 мая 1972 г. в Москве был заключен временный Договор ОСВ-1. В 1979 г. был подписан Договор ОСВ-2.

Вершиной периода разрядки международной напряженности является 1975 год – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров 33 европейских государств, а также США и Канады. На этом совещании провозглашены принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В целом внешняя политика в 60-80-е гг. была противоречивой: с одной стороны, предпринимались мирные шаги, направленные на ограничение вооружений и укрепление взаимного сотрудничества между странами, с другой – продолжалось военное противостояние между СССР и США в “третьих странах” - например, во Вьетнаме и Афганистане.

Работа с текстом учебника (с.313-314).

Используя текст учебника, записать в тетрадь хронику основных внешнеполитических событий, знаком “+” отмечают те из них, которые вели к укреплению мирных отношений, знаком “-” -- те, которые способствовали нарастанию напряженности.

Вопросы к классу:

  1. Каковы были предпосылки потепления отношений между США и СССР в 70-е гг.?
  2. Какое значение для международной жизни имело совещание в Хельсинки в 1975 г.?
  3. Как отразился ввод советских войск в Афганистан на отношениях между СССР и США?

Учитель. Таким образом, к сожалению, недолго продолжался период разрядки международной напряженности. Брежневские советники из ведомства иностранных дел, кажется, решили, что готовность Запада заключать соглашения с СССР, вести себя в соответствии с “духом Хельсинки” и прочие атрибуты разрядки международной напряженности – признаки слабости оппонентов в затихшей вроде бы холодной войне. В результате советская внешняя политика не только не утратила после подписания Заключительного акта 1975 г. своего экспансионистского характера, но и активизировалась. Правда, пресловутый “хельсинкский дух” побудил СССР ограничить свое вмешательство во внутренние дела стран Западной Европы, - но, возможно, дело тут было не в доброй воле “кремлевских старцев” и прятавшихся за их спинами анонимных стратегов, а в отсутствии возможностей и инструментов. Те существовавшие на Западе коммунистические партии, которые действительно обладали хоть каким-то количеством сторонников-избирателей, уже перестали слушать указания из Москвы. Еврокоммунистическое течение (основанное на идеях демократического социализма, которыми некогда руководствовались деятели Пражской весны 1968 г.) возобладало в левых партиях Испании, Португалии, Италии, Франции, Швеции. Так что вмешиваться в дела этих стран даже на муниципальном уровне советские коммунисты просто не сумели бы. Зато были другие возможности влиять на международные отношения – создавая очаги напряженности в иных регионах мира.

В конце 1970-х СССР поддержал кубинскую интервенцию в Анголе, вьетнамское вторжение в Камбоджу, 27 декабря 1979 г. “ограниченный контингент” советских войск был введен в Афганистан. Эта акция положила конец периоду разрядки, а также негативно сказалась на международном престиже и состоянии экономики СССР. Введение советских войск в Афганистан окончательно убедило Запад в эфемерности разрядки.

Советское руководство считало, что войска не будут ввязываться в боевые действия, а само их присутствие стабилизирует и укрепит режим афганской коммунистической партии. Однако военные действия затянулись на несколько лет и превратились в войну советских войск с повстанцами (моджахедами).

Слайд1-10.

Вопросы к слайдам:

  1. Когда советские войска были введены в Афганистан?
  2. Каковы были внутренние причины кризиса власти в Афганистане?
  3. Как советское руководство объясняло ввод РА в Афганистан?
  4. Как отнеслись западные страны к вводу советских войск в Афганистан?

Работа с документом.

Из меморандума для вице-президента, госсекретаря, министра обороны, председателя объединенного комитета начальников, директора ЦРУ. 2 января 1980 г.

  1. Рассмотрение Договора “ Об ограничении стратегических вооружений” (ОСВ-2) оставить в повестке Сената. Следует избежать попыток его обсуждения…
  2. Полагаем нецелесообразным делать какие-либо заявления относительно других двусторонних переговоров о контроле над вооружениями.
  3. Об отзыве посла Уотсона объявить сегодня же.
  4. Госдепартаменту выступить с предложением о сокращении советского дипломатического персонала в США…
  5. Наши позиции в отношении правительства Афганистана: пока не поддерживать с ним никаких отношений…
  6. Отменить: заседание совместного комитета по сельскому хозяйству, назначенное на январь; заседание совместного комитета по охране здоровья, назначенное на февраль в Москве, визит делегации Конгресса США во главе с членом палаты представителей Грином, назначенный на январь…
  7. Соединенным Штатам следует и дальше убеждать своих союзников в необходимости увеличения объемов радио- и телевещания на мусульманские страны, а также на среднеазиатскую часть СССР с целью освещения событий, происходящих в Афганистане…

Вопрос к документу:

Как вы думаете, почему США предприняли такие жесткие меры по отношению к СССР?

Слайд11-19.

Вопросы к слайдам:

  1. В чем причина столь длительного пребывания советских войск в Афганистане?
  2. Когда советские войска покинули Афганистан?

Учитель: сегодня существуют разные точки зрения на целесообразность и нецелесообразность принятого в декабре 1979 года решения – с позиций национально-государственных интересов СССР. С одной стороны, ввод советских войск в Афганистан, помимо официальных идеологических мотивов, обосновывался необходимостью более надежной защиты южных границ СССР, недопущения американского проникновения в соседнюю страну. С другой стороны, в результате войны не только не удалось достичь поставленных целей, но и резко ухудшились международные позиции СССР. Афганская война и порожденный ею новый виток гонки вооружений усилили перенапряжение и без того стагнировавшей советской экономики и, в конечном счете, приблизили крушение всей советской системы.

Последствия Афганской войны для внутренней жизни в СССР оказались в чем-то схожими с последствиями Вьетнамской войны для США, хотя проявились в иных формах, в качественно иных условиях. Вместе с тем были и принципиальные различия. Главное из них заключалось в разном уровне информированности населения: если американцы на всех этапах Вьетнамской войны получали достаточно полную информацию о ее ходе, в том числе и о бесчеловечных средствах ее ведения, о массовой гибели мирного населения и о собственных немалых потерях американской армии, то советским людям вплоть до 1984 года информация о событиях в Афганистане преподносилась бодрыми сообщениями, суть которых отражена в иронической песне Виктора Верстакова: “А мы все пляшем гопака и чиним трактор местный”.

Вплоть до 1987 года цинковые гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане. Лишь постепенно общество стало получать хоть какую-то реальную информацию, - круг ее расширялся. Но еще несколько лет – до 1989 года – доминировала героизация образов воинов – интернационалистов.

Эта война не обошла стороной и наш поселок..

Слайд 17-20.

Закрепление:

  1. Назовите основные направления советской внешней политики в 1964-1990 гг.. Из каких теоретических установок исходило советское руководство в осуществлении внешнеполитического курса в эти годы?
  2. В каких документах и событиях проявился переход к политике разрядки международной напряженности в начале 70-х гг.?
  3. Когда и с какой целью заключен московский договор между СССР и ФРГ?
  4. Кто выступил инициатором созыва общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)? Когда и где состоялось СБСЕ? Чем оно завершило свою работу?
  5. Какие события ознаменовали окончание процесса разрядки?
  6. Какие региональные конфликты 60-70-х гг. были наиболее масштабными и кровопролитными?
  7. Когда и почему советские войска были направлены в Афганистан?
  8. Какие цифры и факты характеризуют участие Советского Союза в афганской войне?
  9. К каким результатам привело участие СССР в афганской войне?

В заключение урока учитель подводит итоги.

Домашнее задание:

Учебник, параграф №46, вопросы и задания на стр. 318.

Презентация

Видео