Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии Свойства химических элементов III-го периода Периодической системы Д.И. Менделеева(Сказка о царе Аргоне). 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 520

Чеканцева Ольга Яковлевна, учитель химии

Тип урока: урок-театр с компьютерной презентацией.

Урок проведён в рамках общегимназического мероприятия Погружение в историю театра. “Долгая дорога к театру”

Нетрадиционная технология проведённого урока даёт возможность по-особому обобщить знания по теме “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”

Учащиеся рассказывали о свойствах химических элементов и их соединений, некоторых химических реакций, характеризующих эти свойства, разыгрывая это в ролях по составленному сценарию “Сказка о царе Аргоне”.

Герои сказки – химические элементы третьего периода Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Учебный кабинет оформлен был как сцена, на которой происходили действия. Оформлена красивая афиша “Химия, и слёзы, и любовь”. Каждый учащийся был задействован в спектакле, играл свою роль.

Красивые яркие костюмы учащихся, удачное музыкальное оформление, эмоциональная игра соответствующих ролей, – всё это способствовало созданию особой атмосферы праздника, в которой проходил урок-обобщения знаний.

В начале, для объявления темы и цели, учитель использовал компьютерную презентацию.

Цели урока:

  1. Показать связь науки и искусства как две формы познания мира.
  2. Обобщить и закрепить материал по теме “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Наш урок – часть общего гимназического праздника Погружение в историю театра “Долгая дорога к театру”.

Тема урока: “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.

Цель урока: Наука и искусство – две формы познания мира.

Слайд 1 “Наука и искусство две формы познания мира”.

На экране – первый красочный слайд с названием цели урока (схема, показывающая связь между наукой и искусством как две формы познания мира).

Далее рассказ учитель ведёт в стихотворной форме в сопровождение показом слайдов презентации:

Слайд 2:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Слайд 3:

Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой.

Слайд 4:

Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Слайд 5:

Есть просто газ легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе – это
Июльский дождь т всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

Слайд 6:

Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит-
Всё это страшную космическую силу,
Закованную в атомы, хранит.

Слайд 7:

Ученик рассказывает стихотворение Н Глазкова “Таблицу Менделеева я знаю наизусть”. Пусть зимний день с метелями

Не навивает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть

Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.

Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева я знаю наизусть.

Комментарий учителя:

Вы не просто знаете наизусть символы химических элементов в таблице, вы понимаете содержание и научный смысл, которые вложил в своё время Д.И. Менделеев в эту стройную систему химических символов.

В этой системе очень чётко зашифровано общая схема строения атома каждого химического элемента, периодичность в строении свойствах атомов элементов и их основных соединений, которые они образуют в природе.

Глубокие знания и понимание особенностей строения этой системы позволяют вам успешно изучать науку химию.

Сегодня на уроке покажите свои знания о свойствах химических элементов и их соединений на основе их положения в Периодической системе в подготовленном вами спектакле “Сказка о царе Аргоне”.

II. Выступление учащихся. Ход сценария.

Ведущий 1:

В одном неведомом нам царстве, в третьем химическом государстве жил наимудрейший, наисветлейший, наиблагороднейший царь Аргон (под музыку “Куда идёт король, большой секрет…”, из к/ф “Бременские музыканты” на сцену выходят король и его свита. Пройдя круг по сцене, царь садится на трон. Около него остаются два стражника).

Ведущий 2:

– Был он не очень деятельный, но очень гордился своим маленьким государством.

Когда царь Аргон находился в прекрасном расположении духа, он начинал светиться красивым сине-голубым светом, который успокаивающе действовал на окружающих.

(Царь поднимает голову и повелительно оглядывает всё вокруг себя).

Ведущий 1:

– В его государстве жила удивительно октоядричная, фантастически пластичная, золотисто-жёлтая красавица Сера.

(Выходит красавица Сера и танцует плавный танец).

Ведущий 2:

– Несмотря на свою красоту, Сера была всё время одна, всегда грустная. Единственным её утешением было зеркальце, которое подарил ей царь Аргон, заполучивший его от заморского волшебника Аргентума. (в стороне появляется среди зеркал волшебник Аргентум, Сера держит в руках зеркальце и разговаривает с ним)

Сера:

– Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи,
– Я ль на свете всех милее, всех румяней, красивее?

Зеркальце:

– Ты красива, спору нет, но запомни мой совет:
– Чтобы стать тебе счастливой, мало быть только красивой,
– Обрети себе подруг и заполни свой досуг.
– Обратись к царю Аргону, должен дать тебе совет.

(Сера подходит к царю, делает поклон в виде реверанса).

Сера:

– Царь Аргон, ты наш правитель, всемогущий повелитель,
– Помоги моей беде: не хватает электронов двух на внешнем слое мне.

Аргон:

– Эй! Советники! Ко мне!

(Подбегают два советника, раскланиваются)

Аргон:

– Сере нашей помогите, да её развеселите!
– Бал скорее соберите, королей всех пригласите!
– Есть на свете близнецы – братья, ох, и удальцы!
– Лишь они помогут Сере.
– Вы скорей их отыщите, и сюда быстрей видите!

(Советники совещаются и нашёптывают наставления на ухо царю)

Советники:

– Бал, так бал!!!
– Слушайте! Слушайте! и не говорите, что не слышали!
– Все жители Химического королевства! Металлы и Неметаллы! Алюминаты и Силикаты!
– Галогены и Инертные газы!
– Окислители и Восстановители!
– ВЫ приглашаетесь на бал химических элементов!
– Все на дискобал!

(Звучит менуэт, входят гости, стражники по ходу действия объявляют имена прибывающих гостей)

Стражник 1:

– Его Величество граф Натрий! (Натрий делает поклон)

Стражник 2:

– Его Величество граф Магний! (Магний раскланивается)

Стражник 2 обращается к Сере:

– Обрати внимание – удивительно красивые
Металлы, серебристо-белые и мягкие.

Стражник 1:

– Его Величество граф Силициум, по имени Кремний!
Кремний (обращается к Сере):
– Ты не смотри, что я невзрачен, я очень важен и умён. Ближайший друг я человека, помог добыть ему огонь.
– Но это не всё!
– Мне поручена великая миссия: преобразовать солнечную энергию в электрическую.

Сера:

– Ах, как вы скучны!

Стражник 1:

– Его Величество барон Фосфорум!
(Фосфорум обращается к Сере):
– Моя красавица! Я три лица имею, могу быть белым, чёрным, красным.
– Когда я белый, то в темноте легко свечусь!
– Нагретый красный в кислороде, побелею,
– При этом я оксидом становлюсь.
– И, если воду мне дадите, я выпью сразу всю сполна,
– При этом кислым стану я!
– Но стоит щёлочи добавить,
– То сразу бледным стану я,
– И снова три лица имея,
– Смогу всем насолить сполна!

Сера:

– Как вы мне все надоели!

Звучит музыка, и все танцуют менуэт. В это время на сцену выбегает ХЛОР в костюме цыганском, жёлто-зелёного цвета, в руках карты с символами галогенов.

Разбрасывает карты по кругу, напевая песню атаманши из к/ф “Бременские музыканты”.

Все напуганы, в том числе и король. Стражники пытается успокоить короля и всех гостей, прикрывая путь хлору.

Стражники:

– Не пугайтесь! Не пугайтесь, наисветлейший Государь, и наиблагороднишние гости!

– К нам прибыл непоседливый Хлор.

– Он всю жизнь бедняжка бегает в поисках единственного электрона, которого ему так не хватает, чтобы жить спокойно.

Натрий:

– Послушай, друг Хлор, ты покорил меня, и я с радостью отдам тебе свой электрон.

Натрий и Хлор берутся за руки, танцуют и припевают:

Мы так нужны ведь в жизни людям,
Им не прожить, им не прожить без нас и дня,
И наш союз прекрасный с Хлором,
Спор разрешает, разрешает до конца.

Раздаётся свист, звучит музыка из “Бременских музыкантов” “Я гениальный сыщик…”, появляется в костюме сыщика Водород.

Аргон:

– Стража!

Стражники выбегают вперёд, загораживают короля.

Стражники:

– Ты кто такой?

– Я Гидрогениум из Первого Химического государства.

– Пропустите меня! Здесь мои друзья!

Стражники обращаются к Аргону: “Как, наимудрейший Государь, пропустим?”

Аргон:

– Впустить!

Водород раскланивается, берёт за руки Фосфора и Хлора, подходит к Сере, становится на колено и произносит слова признания в любви:

Клянусь я Фосфором и Хлором,
Что ты дороже мне всего!
Мне в этом мире жизни нет,
Бессильна воля, как Азот,
И, как H2SO4,
Любовь мне сердце жжёт и жжёт!

Встаёт с колена, берёт Серу за руку и идут по кругу. Все начинают морщиться и прикрывать нос.

Ведущий:

– Удивительная получилась пара,

– Каждый сам по себе просто необыкновенен,

(Сера и Водород расходятся и снова сходятся)

– Но, как вместе сойдутся,

– То хоть беги от жуткого амбре!

(Проходит между ними Вода, водород и Сера расходятся),

– А как между ними Вода пройдёт,

– Начинают расходиться, диссоциировать.

Вода уходит, Сера и Водород снова берутся за руки.

Страж 1:

– К нам прибыл в гости его Величество принц Алюминиум!

Алюминий подходит к Сере, раскланивается. Между ними встаёт Водород.

Водород:

– Я вызываю вас на дуэль!

Алюминий:

– Дуэль, так дуэль!

(Дерутся на шпагах, Водород бросает шпагу и с позором убегает, Алюминий кланяется Сере)

Алюминий:

О, Сера! Ты, красавица моя!
Я знатный принц из графства Амфотерных,
И не хочу я пред тобою здесь хвалиться,
Хочу лишь электроном поделиться,
Заморский танец подарю,
И электронов подарю,
Которых так тебе не доставало

Появляются три электрона, звучит музыка.

Стражник:

– Заморский танец электронов принца Алюминия!

(Электроны танцуют восточный танец)

Выходит Аргон, берёт за руки Алюминия и Серу, соединяет их.

Аргон:

– Я благословляю ваш союз!

(Появляется вспышка)

Сера:

– Ах, милый принц, благодарю,
– Вам в руки я судьбу свою вручаю…
(Сера наклоняется, начинает падать, алюминии её поддерживает)
– Ах! Помогите!
– Я горю!
– Спасите!
– Я от счастья сгораю! (вспышки)

Заключительная сцена. (Звучит музыка “Восточные сказки”, Алюминий, Сера и электроны танцуют)

Все выходят, становятся в один ряд и вместе говорят:

– Сказка лож, но в ней намёк,
– Преподали вам урок:

Ведущий:

– Герои нашей сказки это химические элементы третьего периода Периодической системы

Дмитрия Ивановича Менделеева. Все они расположены в строгой последовательности по группам, которых всего восемь.

Роли исполняли:

III. Заключительная часть урока:

Учитель и присутствующие гости благодарят учащихся. Фотографии на память.

Презентация