Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Методическая разработка урока по теме: Глаз и зрение

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 296

Исаева Татьяна Алексеевна, учитель биологии

Цели урока:

Тип урока: урок изложения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Урок начинается с предварительной организации. Он позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

  1. Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоению.

III. Этап усвоения новых знаний

1. Значение зрения

Беседа с учащимися, в ходе которой учитель подводит итог о том, что орган зрения – глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 90% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции.

2. Расположение глаз

Беседа.

3. Строение глаза

– Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с мозгом.

Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.

а) Защитные образования глаза.

– К защитным образованиям относятся брови, ресницы, веки.

Вопрос учащимся: Каково их значение? (Брови предохраняют от попадания пота в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли, снега, дождя. Веки защищают глаза во время сна, предохраняют от влияния яркого света, пыли и повреждений).

б) Слезный аппарат.

– Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими каналами. Слезная железа располагается в костном углублении верхне-наружной стенки орбиты. Секрет слюнной железы – слеза, которая омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Избыток жидкости по системе каналов поступает в полость носа. Состав слезы: около 99% воды, NaCl, лизоцим.

Вопрос учащимся: Какое значение имеет лизоцим? (Обладает бактерицидным действием).

в) Двигательный аппарат глаза.

– Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Проведем эксперимент

Эксперимент № 1. Работа в парах

Цель эксперимента: определение функций глазных мышц.

Оборудование: карандаш.

Ход эксперимента: работа проводится в парах. Исследователь просит испытуемого внимательно следить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см. исследователь перемещает его вверх, вниз, вправо, влево, описывает окружность. При этом все это время внимательно следить за движением глаз испытуемого. Затем испытуемый и исследователь меняются ролями. После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: В каких направлениях возможно движение глаз? Перемещаются ли оба глаза совместно?

Учитель подводит итог. Глазные мышцы обеспечивают разнообразные произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же точку.

Глазное яблоко

– Глазное яблоко имеет форму шара, но более выпуклого спереди. Состоит из внутреннего ядра и трех оболочек.

1. Оболочки глаза.

– Задний отдел наружной оболочки представляет сосбой капсулу цвета вареного белка – белочная оболочка (склера).

Вопрос учащимся: Какова ее функция? (Защитная, сохраняет форму)

– Передний отдел наружной оболочки – выпуклая прозрачная роговица, которая обеспечивает проникновению солнечного света.

– Эта оболочка богата сосудами, отсюда и название. В ней выделяют три части: радужка, ресничное тело, собственно-сосудистая оболочка.
Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку.

Вопрос учащимся: Какова цвета радужка у вас? (Учащиеся отвечают.)

– Почему радужка получила такое название? (Так как может быть разных цветов.)

Далее учитель говорит, что радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки. Проведем эксперимент.

Эксперимент № 2. Работа в парах

Цель работы: обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход эксперимента: работа проводится в парах. Учащимся предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка. При этом учитель включает и выключает несколько раз свет в кабинете.

После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме?

Учитель подводит итог. Расширяется зрачок под влиянием света, а суживается под влиянием темноты. Величина зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.
Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.
Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается около 7 млн колбочек и примерно 130 млн палочек. Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

Решение экспериментальной задачи

– Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы днем видите все предметы в цвете. Наступил вечер. Освещения нет. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? (сумеречное). Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? (цветное). Попробуйте ответить на вопрос: Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

Учитель обобщает высказывания учащихся. На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.
Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. Проведем эксперимент.

Эксперимент № 3

Цель работы: обнаружение пробела в поле зрения.

– Наличие пробела в поле зрения легко доказать с помощью опыта Мариотта. Если закрыть левый глаз, а правым пристально рассматривать нарисованный на бумаге крестик, медленно приближая рисунок к глазу, то можно заметить, что при определенном расстоянии белый круг, изображенный на рисунке исчезает.

2. Внутреннее ядро.

Внутреннее ядро составляет хрусталик, стекловидное тело, водянистое содержимое передней и задней камер.
Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз лучи и фокусирует их на сетчатке. В этом ему помогают роговица и внутриглазные жидкости. При помощи ресничной мышцы хрусталик меняет свою кривизну. Он может принимать форму то для дальнего видения - плоский, то для ближнего видения – выпуклый.
Большая часть полости глазного яблока выполнена прозрачным коллоидным веществом – стекловидным телом. Стекловидное тело содержит 98,5% воды и 1,5% твердого остатка.
Роговица, камерная, хрусталик, стекловидное тело – преломляющие среды глаза.

4. Зрительный анализатор

Вопрос к учащимся: Что такое анализатор? Кто впервые применил это название? (Рецептор, путь по которому проводится возбуждение и специальная зона коры больших полушарий.)

Зрительный анализатор: рецептор – колбочки и палочки сетчатки; путь – зрительный нерв; зона больших полушарий – затылочная.

5. Оптическая система глаза

– Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет. Видимый свет от предметов проходит через роговицу, переднюю камеру, зрачок. Заднюю камеру, хрусталик он преломляется.

Демонстрационный опыт

На столах стоят два стакана. Один стакан пустой, а в другом – вода. В оба стакана помещены стеклянные палочки. Учащиеся видят как в стакане, в котором находится вода происходит преломление изображения стеклянной палочки. Стекловидное тело, которое состоит из 98,5% воды тоже преломляет солнечные лучи, отраженные от предметов.
Зрачок регулирует его интенсивность солнечного света. Зрачок то сужается, то расширяется. Зрачковый рефлекс – это безусловный рефлекс. В этом процессе активно участвует вегетативная нервная система. Парасимпатический отдел сужает зрачок, а симпатический – расширяет.
Изображение на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное. Но человек воспринимает предметы правильно, потому что деятельность одних анализаторов корректируется другими.

IV. Этап закрепления новых знаний. Тестирование

Вариант I

1. Понятие анализатор в науку ввел:

а) Сеченов;
б) Мечников;
в) Пирогов;
г) Павлов.

2. За расширение зрачка отвечает:

а) симпатичный отдел автономной нервной системы;
б) парасимпатический отдел нервной системы.

3. Слепое пятно – это участок на сетчатке:

а) где находятся только колбочки;
б) где находятся только палочки;
в) где нет ни колбочек ни палочек;
г) где есть колбочки и палочки, но последних значительно меньше.

4. За цветное зрение отвечают:

а) палочки;
б) колбочки;
в) колбочки и палочки.

Вариант II

1. Основные звенья анализатора:

а) рецепторный аппарат;
б) проводниковая часть;
в) группа нейронов в коре больших полушарий;
г) все верно.

2. Зрачковый рефлекс – это:

а) условный;
б) безусловный.

3. Желтое пятно – это участок на участке:

а) где находятся только колбочки;
б) где находятся только палочки;
в) где нет ни колбочек ни палочек;
г) желтого цвета из-за присутствия красящих веществ – каратиноидов.

4. За сумеречное зрение отвечают:

а) колбочки;
б) палочки;
в) колбочки и палочки.

V. Этап подведения итогов

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктажа о его выполнении