Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Нетрадиционный урок Мир в эпоху раннего Нового времени. 1500–1800

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 429

Никифорова Надежда Ивановна, учитель истории и обществознания

Класс: 7.

Тип урока: урок-игра.

Цели урока:

Образовательные (дидактическая):

Воспитательные: формирование гражданской позиции и чувства ответственности.

Развивающие (коррекционные):

Задачи урока: Подвести итоги изучения курса новой истории, привести в систему полученные учащимися знания, выстроить изученный материал как хронологически, так и синхронно.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока. На уроке идет формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, уметь анализировать и описывать события. Разного вида слайды способствуют формированию умения быстро переключаться с одной темы на другую, развивать оценочные суждения.

Учащиеся в ходе урока анализируют свои знания по курсу новой истории и дополняют их. Развиваются навыки работы в группах. Развиваются познавательные умения соотносить исторические события с определенными периодами. Применение ребусов и кроссвордов на уроке способствует интеллектуальному развитию учащихся.

Знать: даты (1517 г., 1598 г.,1778 г.,1776 г.,1649 г.), термины (индульгенция, реформация, ересь, гугеноты). Причины Великих географических открытий.

Уметь: определять исторические личности по картине, рассказывать о значениях изобретений Нового времени.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, учебник Новая история 7 класс, рабочие тетради.

Ход урока

Детям было дано задание повторить все основные события ,даты и термины по курсу новой истории и прочитать дополнительную литературу.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах игры, представление команд (класс разделен на 2 команды, во главе каждой команды - капитан).За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если команда не готова к ответу, право на ответ предоставляется другой команде.

Три века европейской истории - ХVI, ХVII, ХVIII, - раннее Новое время. Вы увидели, что главным содержанием этой эпохи стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого придет в ХIХв.

Сегодня мы с вами вспомним какие изменения происходят в жизни обществе в Новое время, как повлияли эти изменения на дальнейшее развитие и подведем итоги.

II. Организация игровой деятельности

Ответь на вопрос с хитринкой.

Вопросы на интеллектуальное развитие, охватывают большой материал по всему курсу новой истории.

1. Перекресток Куча-мала (команды поочередно отвечают на вопросы).

Когда и где заваривали чай прямо в море?

(В 1773 году английские купцы привезли в Бостон, английскую колонию в Северной Америке, большую партию чая, который был обложен парламентом особым налогом. Бостонцы, переодетые индейцами , напали на корабли, выбросили чай прямо в море. Событие вошло в историю под названием «бостонское чаепитие».)

2. Против кого воевали луддиты?

(Луддитами называли разрушителей машин в Англии. Они воевали против машин и оборудования, установленного на капиталистических предприятиях.)

3. В какой стране законодательный орган был самым длинным?

(Долгий парламент в Англии.)

4. Палач. Бурбон. Негашеная известь. Каким образом это связанно друг с другом в истории?

(Король Франции Людовик ХVI был казнён палачом. Его останки закопали в яму, которую засыпали негашеной известью.)

5. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?

(Учение Николая Коперника перевернуло представление о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе Солнце, вращаются вокруг Земли.)

6. У каких людей были круглые головы?

(Сторонники парламента в Англии в 1642 году одевались просто, не носили париков, и их прозвали за это «круглоголовыми».)

7. Какая «ракета» мчалась со скоростью 6-8 км/ч?

(Первый паровоз, изобретённый Стефенсоном, назывался «Ракета», его скорость и была первоначально 6-8 км/ч.)

8. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»?

(В Англии в период огораживания возникла поговорка « овцы пожирают людей».)

9. Когда и кем открыто, восхвалялась глупость?

(В книге средневекового учёного Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости».)

10. Кто «основал» государство, которого никогда не было?

(Томас Мор описал несуществующее государство «Утопия».)

2. Сквер изобретений

Мультимедиа прилагается (Приложение №1).

Слайд № 1 организационный

В основе - диалогический метод обучения и повторения, учитель организует беседу и обсуждение материала по слайдам.

Ребята смотрят слайды с изображением технических открытий и изобретений ХV-ХVI веков.

Слайды №2-3

Они должны рассказать об изобретениях и их значении.

Ответы должны звучать так: слайд №2 -в плавании моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны благодаря появлению каравелл - нового типа хорошо управляемого судна. Картографы стали изготавливать карты с боле точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки.

Слайд №3 - на рисунках изображены книгопечатный станок и доменная печь. Значение книгопечатания - быстрое распространение и сохранение накопленных знаний, развитие просвещения и литературы. Значение доменной печи - увеличение выплавки металлов.

Слайд № 4

Вспомните, как усовершенствовались оружия в Новое время? Что нового появилось в военном деле? Как это повлияло на рыцарство? (Распространение огнестрельного оружия, появление пушек, использование наемного войска привело к уничтожению рыцарского войска.)

3. Порт великих географических открытий.

Вместе с детьми учитель выявляет причины Великих Географических открытий

а) рост городов и развитие торговли;

б) стремление к расширению знаний;

в) стремление к обогащению;

г) необходимость найти новые торговые пути;

е) появилась возможность снаряжать экспедиции;

ж) стремление к христианизации.

Далее учитель предлагает следующее задание, переход к следующему слайду.

1) Мореплаватели.

Определить о ком идет речь и узнать по фотографии путешественника.

Слайды №5-8:

4. Пристань крылатых выражений

Задания, вызывающее интеллектуальное затруднение.

Учащиеся должны объяснить крылатое выражение и как появилось это выражение.

Слайды № 9-12

Слайд № 9: Варфоломеевская ночь - массовое, жестокое избиение беззащитных людей. Происхождение этого выражения связано с исторически событием. В Париже, в ночь на праздник святого Варфоломея с 23 на 24 августа 1572года католики по сигналу колокола, врывались в дома гугенотов и избивали их. Погибли десятки тысяч человек.

Слайд № 10: Ньютоново яблоко - нечто случайное , подтолкнувшее к крупному открытию или изобретению. Открытие закона всемирного тяготения на протяжении веков упорно связывают со случайностью. Считается, что Ньютон открыл этот закон во время прогулки в саду, когда увидел падающее яблоко.

Слайд № 11: Сражаться с ветряными мельницами - бессмысленно и безуспешно тратить силы в борьбе с мнимой опасностью с воображаемыми препятствиями, трудностями. В романе испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» рассказывается, как бедный и благородный испанский дворянин увлекся чтением рыцарских романов. Уверовав, что все это правда, он стал странствующим рыцарем и однажды, приняв за злых великанов ветряные мельницы, он бросился на них с копьем.

Слайд № 12: Держать порох сухим - быть бдительным находиться в состоянии боевой готовности. Выражение приписывается вождю буржуазной революции ХVII в в Англии Оливеру Кромвелю. Когда его войска, противостоящие армии короля, готовились переправиться через реку Данбару, Кромвель обратился к ним с краткой речью, в которой призвал «надеяться на Бога, но порох держать при переправе сухим». Впоследствии фраза стала крылатой.

5. Проспект Просвещения.

Далее переход к разделу «Литература», вспоминаем вместе с детьми писателей и художников эпохи Возрождения

Литература.

1) О каком произведении идет речь и кто его автор?

Слайды № 13, 14

Слайд № 13 Даниель Дефо “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”.

Слайд № 14 Джонатан Свифт “Путешествие Гулливера”.

Слайд №15. Живопись.

Задание, вызывающее затруднение, так как сделано в виде ребусов.

Ответы: Леонардо да Винчи – «Джоконда», «Мадонна с Младенцем», Микеланджело Буонарроти - статуя Давида, Рафаэль Санти - «Сикстинская Мадонна», Рембрандт Харменс ван Рейн - «Возвращение блудного сына».

6. Термины.

Ученики должны четко и ясно объяснить значение понятий.

Слайд №16

Реформация - движение за переустройство церкви.

Индульгенция - грамота об отпущении грехов.

Контрреформация - борьба католической церкви с протестантизмом.

Гугеноты - французские кальвинисты.

Ересь - течение отклоняющееся от официального церковного учения.

Все эти слова относятся к крупнейшему явлению европейского общества, к расколу римско-католической церкви, периоду Реформации.

7. Личности.

Дети должны показать умение описывать исторические личности и объяснять их роль в истории.

Слайд № 17: На слайде изображены Генрих VIII(король из династии Тюдоров в Англии) и его дочь от второго брака Елизавета I. Генрих VIII начал реформацию в Англии, а Елизавета I завершила.

8. Тупичок дат

Нужно четко и ясно назвать дату и событие.

Соотнесите важнейшие события и даты.

Слайд №18

1517 - начало Реформации.

1598 - Нантский эдикт.

1787 - Принятие Конституции США.

1792 - Свержение монархии, провозглашение республики во Франции.

Слайд №19

1776 - Декларация независимости США.

1649 - Установление республики в Англии.

1794 - Переворот 9 термидора. Конец революции во Франции.

1540 - Утверждение папой ордена иезуитов.

III. Заключительный этап урока

Учитель подводит итоги, называет команду, ставшую победительницей. Выставляет оценки.

Домашнее задание: нет, так как это был заключительный урок по новой истории и дальше начинается изучение Истории России.

Использованные источники и литература:

  1. Учебник Всеобщая история «Просвещение»2007г А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
  2. История 5-9 классы, Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах «Учитель»2007г С.В.Парецкова, И.И.Варакина
  3. www.prosv.ru/ebooks/yudovskaya