Загрузить презентацию (23,94 МБ)
На уроке использованы следующие педагогические технологии:
На уроке процесс обучения происходит в совместной деятельности, т. е. применен деятельностный подход в обучении. Главная идея использования этих технологий и подходов – «все обучают каждого, каждый обучает всех».
Идея сводится к следующим основным принципам:
Все этапы урока, выделяясь как самостоятельные, подчинены решению поставленной задачи, вытекают один из другого, создавая единую логическую структуру.
На достижение целей урока направлены и используемые учителем методы. Среди них методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, метод самостоятельной работы, работы под руководством учителя, методы контроля и самоконтроля.
Выбранные методы позволяют реализовать цели личностно-ориентированного обучения на данном уроке, а сама форма его проведения, в силу его нестандартности, учёта возрастных особенностей, придаст дополнительный интерес не только к овладению знаниями и умениями по теме, но и к изучению организма человека в целом.
Тип урока: урок новых знаний, учебный материал предполагает актуализацию знаний о зрительном анализаторе, полученных при изучении животных, получение новых знаний и закрепление знаний в выполнении заданий.
Цели урока:
Задачи:
К окончанию урока мои ученики будут знать:
Формы организации познавательной деятельности: (Фронтальная беседа, индивидуальная работа, практическая работа).
Методы обучения:
Оборудование: Таблицы »Зрительный анализатор», интерактивная доска, презентация, инструктивные карточки, тетради, учебник, раздаточный материал для проведения опытов и наблюдений.
Вид деятельности (этапы) | Инструкции Формы работы | Цели | Результаты |
1. Организационный момент | |||
Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. (2 слайд) О каком органе идёт речь? Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (3 слайд) | Подготовка рабочего места к работе. Постановка проблемы. | Способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы для решения общей проблемы | |
2. Актуализация знаний | |||
(4 слайд) Орган зрения — важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 95% информации. В чем уникальность зрения? При помощи зрения человек может опознать предмет, определить его место в пространстве, следить за перемещением. Что такое анализатор? Чем защищен орган зрения? | Фронтальная беседа | Вспомнят и повторят строение органа зрения из раздела «Животные» | Систематизация и анализ знаний об органе зрения животных и человека. |
3. Изучение нового материала | |||
Что бы решить проблему: »Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?» I. Необходимо изучить строение органа зрения человека. (5 слайд) Орган зрения состоит из: - белочной оболочки; - сосудистой оболочки; - сетчатки Белочная оболочка в передней части переходит в прозрачную роговицу. Это самая сильная «линза». Сосудистая оболочка черная, благодаря этому свет внутри глаза не рассеивается. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужную, которая определяет цвет глаз. В середине радужной оболочки расположен зрачок, который пропускает количество света, необходимое для рассматривания предмета. За зрачком располагается хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу, он фокусирует световые лучи на задней внутренней стенке глаза – сетчатке. II. Работа по инструктивным карточкам ( в парах) Задание: В тетрадях заполнить таблицу, в которой необходимо связать строение частей глаза с выполняемыми функциями. Проверка с просмотром презентации. (6 слайд) Принцип действия глаза напоминает фотоаппарат: (7 – 8 слайды) Оптическая система Световоспринимающая часть - сетчатка - роговица - радужка - зрачок - хрусталик - стекловидное тело Оптическая система фокусирует изображение и создает его на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Сетчатка (9 слайд) Световоспринимающая часть — сетчатка. В ней расположены светочувствительные клетки — зрительные рецепторы, около 130 млн. палочек, обеспечивающих черно-белое видение и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете. Сетчатка состоит из нескольких слоев клеток: (10 слайд просмотр фильма, для просмотра необходимо щелкнуть по гиперссылке в правом верхнем угле) - наружный, прилегающий к сосудистой оболочке — слой пигментных клеток черного цвета. Этот слой поглощает свет, препятствуя его рассеиванию и отражению; - три слоя клеток: биполярные, ганглиозные, затем их аксоны, объединяющихся в зрительный нерв; - Затем идет слой, содержащий палочки и колбочки. (11 слайд) Максимальное количество колбочек находится в сетчатке на оптической оси глаза, против зрачка, этот участок называется желтым пятном. В том месте, где от глазного яблока отходит зрительный нерв, в сетчатке нет рецепторов — слепое пятно. Максимальное количество палочек находится на периферии глаза. Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, для его разложение достаточно небольшого количества света. В колбочках под действие света происходит разложение йодопсина, но для возбуждения колбочек нужно большее количество света. (12 слайд) Световой поток проходит: (13–14 слайды) - Роговица - Радужка - Зрачок - Хрусталик - Стекловидное тело - Сетчатка На сетчатке уменьшенное и перевернутое изображение. Что происходит на сетчатке: (15 слайд) Свет попадает на светочувствительные клетки; Происходит фотохимическая реакция(распад родопсина); Изменяется потенциал фоторецепторов; Возникает возбуждение; По зрительному нерву возбуждение идет к зрительному центру коры больших полушарий; В коре происходит окончательный анализ возбуждения, различение изображения и формирование ощущения. В результате: (16 слайд) Видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс, он зависит от качества информации, поступившей от глаза. Вот почему глаз смотрит, а мозг видит. III. Практическая работа (17 слайд) «Обнаружение слепого пятна на сетчатке». Инструктивная карточка. Закройте левый глаз; Смотрите на чёрную точку, расположенную слева на рис. 103, стр. 247; Плавно приближайте к себе рисунок. Когда он будет на расстоянии 25 см от глаза, фигура средневекового рыцаря «потеряет голову». Почему это происходит? Сделайте вывод: Что такое зрительный анализатор? | Индивидуальная работа с источниками информации, просмотр презентации, заполнение таблицы в тетрадях. | Развитие аналитических умений. Развитие коммуникационных умений. Отработка приемов целеполагания. Наполнение учебной деятельности личностным смыслом. Создание условия для самоопределения. Отработка приемов поиска и анализа проблемы. | Учащиеся будут знать строение органа зрения человека, смогут найти связь строения с выполняемыми функциями. |
4. Закрепление. | |||
1 задание «Разгадайте кроссворд» (18 слайд) 2 задание «Назовите части глаза, обозначенные зелеными точками (по рисунку на презентации 19 слайд) Обзор литературы и интернет источников (20 слайд) | Работа с презентацией. | Повторение строения, функций частей глаза умение наблюдать, анализировать, делать выводы. | Учащиеся закрепят знания о строении органа зрения человека, смогут найти связь строения с выполняемыми функциями. |
5. Домашнее задание. | |||
Параграф 49, творческое задание. | Работа в тетрадях. Творческое задание «Сохраним глаз – бесценный дар природы». | Создание условия для самоопределения. Отработка приемов поиска и анализа проблемы. | Воспитание ценностного отношения к людям, органу зрения. А также состоянию их психологического и физиологического здоровья. |