Работая педагогом дополнительного образования, ведя кружок декоративно-прикладного творчества, и по совместительству учителем технологии, я пришёл к выводу, что наиболее ценные работы с педагогической точки зрения, это те работы, которые изготавливают ребята для оформления (украшения) школы. Начали мы с оформления мастерской. В мастерской сначала ребята построили небольшой сказочный домик из горбыля, получился как будто сделанный из брёвен, украсили резной дверью и наличниками, на окна сделали резные ставни, фасад украсили резьбой стилизованной под русские сказки. Этот домик стали использовать под хранение инструментов. Затем начали украшать стены мастерской, сверху развесили резные панно, а так как мы живём в Сибири в Омской области, то сюжеты на панно про природу родного края и про поход Ермака в Сибирь. Снизу стены обшили резными деревянными рейками. Когда ребята оформили мастерскую все гости и комиссии что приезжали в школу обязательно её посещали. Затем ребята предложили заняться оформлением школьных холлов, рекреаций, коридоров. Здесь у ребят начался раскрываться необузданный полёт фантазии, творчества. Мы начали изготавливать резные лавки, стены украшать панно, в холлах устанавливать витрины, стеллажи с детскими работами и многое другое. Ребятам такая работа нравится, они видят результат своего труда, видят, что он востребованный, гордятся этим. И если раньше кое-кто из ребят мог написать на стене, где-то покарябать её, то сейчас этого нет. И даже выпускники, приходя на вечер встречи, вспоминают и показывают, что сделали они в оформлении. Всё это стало возможным благодаря интеграции уроков технологии и кружка декоративно-прикладного творчества. То есть ребята занимались как на уроках, так и во внеурочное время на занятиях в кружке. Ребята сначала делали проекты, а потом воплощали их в жизнь. Один из таких интегрированных проектов представлен ниже.
Школе, в которой я учусь, и на базе которой проходят занятия кружка декоративно-прикладного творчества, более 30 лет. Холлы, где ребята отдыхают на переменах, украшены стеклянной мозаикой. Но за 30 с лишним лет стёкла этой мозаики во многих местах отвалились, и сейчас эта мозаика производит жалкое впечатление и совсем не радует глаз. Я задумался над тем, что же нужно сделать, чтобы не видно было этой разбитой мозаики, и в то же время как обновить интерьер холла, чтобы всем было приятно здесь проводить свое время. И я решил сделать стеллажи, которые закроют разбитую мозаику, и в них можно будет поместить мои работы и работы моих друзей, чтобы их видели все ребята, а также их родители, которые приходят на родительские собрания и на различные школьные праздники. И так тема моего проекта: “Выставочный стеллаж для работ учащихся”.
В магазинах и на рынках нашего села и в городе не оказалось нужных нам стеллаже. Я видел стеллажи трех видов. Первый вид стеллажей – это стеллажи, у которых каркас изготовлен из пластмассовых уголков, а все стороны изготовлены из стекла, полки также стеклянные. Для нашего холла они не подходят из-за того, что:
Второй вид стеллажей – это стеллажи, у которых боковые стороны сделаны из ДСП, задняя сторона сделана из ДВП, полки стеклянные, на лицевой стороне стеклянные вертикальные двери. Нам этот вариант тоже не подходит из-за того, что:
Третий вид стеллажей – это стеллажи изготовлены из стальных уголков, жести и стекла. Нам этот вариант также не подходит из-за того, что:
Прочитав журналы “Сделай сам”, “Мастерим из древесины”, “Сам себе мастер”, “Сельская новь”, я пришел к выводу, что лучше изготовить стеллажи самому.
Итак, я решил изготовить стеллаж, который бы:
Обдумывая процесс изготовления стеллажа, я решил изготовить его следующим образом. Нижняя передняя часть и полки изготовить из столешниц старых парт, которые изготовлены из ДСП и покрыты текстурной бумагой. Боковые стенки изготовить из боковых стенок старых шкафов, которые изготовлены из ДСП и покрыты текстурной бумагой. Лицевую часть изготовить из остатков стекла, которые остаются после замены стёкол школьных окон. Лицевая часть будет наклонена таким образом, чтобы, в случае повреждения стекла, осколки падали вовнутрь стеллажа. Заднюю стенку изготовить из ДВП. Сборку стеллажа произвести на саморезах. Затем обшить боковые стенки и переднюю нижнюю часть ДВП, покрасить водяной морилкой и полакировать бесцветным лаком ПФ. После чего обшить края лицевой части стеллажа рейками. Покрытыми лаком ПФ. А переднюю нижнюю часть украсить фанерой.
Экологически стеллаж будет соответствовать санитарным нормам, так как при его изготовлении будет использована старая школьная мебель, а также деревянные рейки и стекла, которые являются экологически чистыми продуктами. Фанера, которая будет использована, также безвредна. Кроме того, боковые стены и переднюю нижнюю часть покроем лаком ПФ, который соответствует экологическим нормам.
Стеллаж закроет разбитую мозаику в холле. Он эстетически будет сочетаться с интерьером, а поделки учащихся, расположенные в нём, будут радовать не только хозяев, но и гостей.
Конструкция стеллажа содержит в себе 16 деталей. Произведём экономический расчёт каждой детали.
Итак, материал для стеллажа стоит: 24,8 + 1,6 + 36 + 0,36 + 0,12 + 0,06 + 36 + 12,8 = 94,94 рубля.
Кроме того, израсходованы 0,3 кг. лака (1 кг. лака ПФ стоит 100 рублей) – это 30 рублей.
Израсходованная морилка – 0,25л. (0,5л. морилки стоит 14 рублей) стоит 7 рублей.
20 саморезов, использованных при сборке стеллажа (1 штука стоит 0,5 рубля), стоят 10 рублей.
100 грамм израсходованных гвоздей ( 1 кг. гвоздей стоит 50 рублей) стоят 5 рублей.
Итого на все затраченные материалы израсходовано: 94,94 + 30 + 7 + 10 + 5 = 146,94 рубля.