Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Оформляем школу, используя интеграцию уроков технологии и кружка декоративно-прикладного творчества

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 277

Попов Сергей Иванович, учитель профессионально-трудового обучения

Работая педагогом дополнительного образования, ведя кружок декоративно-прикладного творчества, и по совместительству учителем технологии, я пришёл к выводу, что наиболее ценные работы с педагогической точки зрения, это те работы, которые изготавливают ребята для оформления (украшения) школы. Начали мы с оформления мастерской. В мастерской сначала ребята построили небольшой сказочный домик из горбыля, получился как будто сделанный из брёвен, украсили резной дверью и наличниками, на окна сделали резные ставни, фасад украсили резьбой стилизованной под русские сказки. Этот домик стали использовать под хранение инструментов. Затем начали украшать стены мастерской, сверху развесили резные панно, а так как мы живём в Сибири в Омской области, то сюжеты на панно про природу родного края и про поход Ермака в Сибирь. Снизу стены обшили резными деревянными рейками. Когда ребята оформили мастерскую все гости и комиссии что приезжали в школу обязательно её посещали. Затем ребята предложили заняться оформлением школьных холлов, рекреаций, коридоров. Здесь у ребят начался раскрываться необузданный полёт фантазии, творчества. Мы начали изготавливать резные лавки, стены украшать панно, в холлах устанавливать витрины, стеллажи с детскими работами и многое другое. Ребятам такая работа нравится, они видят результат своего труда, видят, что он востребованный, гордятся этим. И если раньше кое-кто из ребят мог написать на стене, где-то покарябать её, то сейчас этого нет. И даже выпускники, приходя на вечер встречи, вспоминают и показывают, что сделали они в оформлении. Всё это стало возможным благодаря интеграции уроков технологии и кружка декоративно-прикладного творчества. То есть ребята занимались как на уроках, так и во внеурочное время на занятиях в кружке. Ребята сначала делали проекты, а потом воплощали их в жизнь. Один из таких интегрированных проектов представлен ниже.

Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

Школе, в которой я учусь, и на базе которой проходят занятия кружка декоративно-прикладного творчества, более 30 лет. Холлы, где ребята отдыхают на переменах, украшены стеклянной мозаикой. Но за 30 с лишним лет стёкла этой мозаики во многих местах отвалились, и сейчас эта мозаика производит жалкое впечатление и совсем не радует глаз. Я задумался над тем, что же нужно сделать, чтобы не видно было этой разбитой мозаики, и в то же время как обновить интерьер холла, чтобы всем было приятно здесь проводить свое время. И я решил сделать стеллажи, которые закроют разбитую мозаику, и в них можно будет поместить мои работы и работы моих друзей, чтобы их видели все ребята, а также их родители, которые приходят на родительские собрания и на различные школьные праздники. И так тема моего проекта: “Выставочный стеллаж для работ учащихся”.

Сбор информации. Анализ прототипов

В магазинах и на рынках нашего села и в городе не оказалось нужных нам стеллаже. Я видел стеллажи трех видов. Первый вид стеллажей – это стеллажи, у которых каркас изготовлен из пластмассовых уголков, а все стороны изготовлены из стекла, полки также стеклянные. Для нашего холла они не подходят из-за того, что:

Второй вид стеллажей – это стеллажи, у которых боковые стороны сделаны из ДСП, задняя сторона сделана из ДВП, полки стеклянные, на лицевой стороне стеклянные вертикальные двери. Нам этот вариант тоже не подходит из-за того, что:

Третий вид стеллажей – это стеллажи изготовлены из стальных уголков, жести и стекла. Нам этот вариант также не подходит из-за того, что:

Прочитав журналы “Сделай сам”, “Мастерим из древесины”, “Сам себе мастер”, “Сельская новь”, я пришел к выводу, что лучше изготовить стеллажи самому.

Выбор оптимальной идеи

Итак, я решил изготовить стеллаж, который бы:

Обдумывая процесс изготовления стеллажа, я решил изготовить его следующим образом. Нижняя передняя часть и полки изготовить из столешниц старых парт, которые изготовлены из ДСП и покрыты текстурной бумагой. Боковые стенки изготовить из боковых стенок старых шкафов, которые изготовлены из ДСП и покрыты текстурной бумагой. Лицевую часть изготовить из остатков стекла, которые остаются после замены стёкол школьных окон. Лицевая часть будет наклонена таким образом, чтобы, в случае повреждения стекла, осколки падали вовнутрь стеллажа. Заднюю стенку изготовить из ДВП. Сборку стеллажа произвести на саморезах. Затем обшить боковые стенки и переднюю нижнюю часть ДВП, покрасить водяной морилкой и полакировать бесцветным лаком ПФ. После чего обшить края лицевой части стеллажа рейками. Покрытыми лаком ПФ. А переднюю нижнюю часть украсить фанерой.

Эстетическая и экологическая оценка будущего изделия

Экологически стеллаж будет соответствовать санитарным нормам, так как при его изготовлении будет использована старая школьная мебель, а также деревянные рейки и стекла, которые являются экологически чистыми продуктами. Фанера, которая будет использована, также безвредна. Кроме того, боковые стены и переднюю нижнюю часть покроем лаком ПФ, который соответствует экологическим нормам.

Стеллаж закроет разбитую мозаику в холле. Он эстетически будет сочетаться с интерьером, а поделки учащихся, расположенные в нём, будут радовать не только хозяев, но и гостей.

Экономические расчёты

Конструкция стеллажа содержит в себе 16 деталей. Произведём экономический расчёт каждой детали.

  1. Стенка верхняя – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  2. Стенка боковая (2 шт.) – изготавливается из боковой стенки старого шкафа – 0 рублей.
  3. Стенка боковая облицовочная (2 шт.) – S боковой стенки = S прямоуг. + S трапеции = 0,4*0,8+?(0,4+0,1)*1,2 = 0,62 кв.м, но так как две одинаковые стенки, то S общая = 2*0,62 = 1,24 кв.м. Цена листа ДВП размером 1,7м на 2,7м = 92 рубля. Отсюда, цена 1 кв.м. = 92/4,59 = 20 рублей. Цена двух облицовочных стенок = 20*0,62*2 = 24,8 рубля.
  4. Полка верхняя – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  5. Полка средняя – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  6. Полка нижняя – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  7. Рейка лицевая нижняя (2 шт.) – изготавливается из срезки. 1 куб.м. стоит 400 рублей, рейка объемом 0,8 * 0,05 * 0,005 = 0,002 куб.м. Таким образом, стоимость определяется как 400*0,002 = 0,8 рубля. Две рейки стоит 2*0,8 = 1,6 рубля.
  8. Фанерное украшение (2 шт.) – S = 0.6*0.3 = 0.18 кв.м. Цена одного листа фанеры размером 1,5м на 1,5м = 225 рублей. Отсюда 1 кв.м. стоит 100 рублям. Цена одного фанерного украшения равна 0,18*100 = 18 рублей, цена двух украшений равна 2*18 = 36 рублей.
  9. Основание – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  10. Стеклянная стенка лицевая (3шт.) – изготавливается из остатков стекла разбитых школьных рам – 0 рублей.
  11. Штапики (12 шт.) – изготавливаются из срезки. 1 куб.м. срезки стоит 400 рублей. Штапик объемом 0,01*0,01*0,8 = 0,00008 куб.м. Таким образом, стоимость определяется как 400*0,00008 = 0,03 рубля. Двенадцать штапиков стоят 12*0,03 = 0,36 рубля.
  12. Рейка лицевая верхняя (2 шт.) – изготавливается из срезки, рейка объемом 1,3 * 0,02 * 0,005 = 0,00013 куб.м. Стоимость 400*0,00013 = 0,06 рубля. Две рейки стоят – 2*0,06 = 0,12 рубля.
  13. Рейка лицевая нижняя вертикальная (2 шт.) – изготавливается из срезки, рейка объемом 0,8 * 0,02 * 0,005 = 0,00008 куб.м., Стоимость 400*0,00008 = 0,03 рубля. Две рейки стоят – 2*0,03 = 0,06 рубля.
  14. Задняя стенка – изготавливается из ДВП. 1 кв.м. стоит 20 рублей. S задней стенки – 0,8 * 2 = 1,6 кв.м. Стоимость – 20*1,6 = 32 рубля.
  15. Передняя стенка – изготавливается из крышки старой парты – 0 рублей.
  16. Передняя стенка облицовочная – изготавливается из ДВП. 1 кв.м. стоит 20 рублей. S передней стенки – 0,8 * 0,8 = 0,64 кв.м. Стоимость – 20*0,64 = 12,8 рубля.

Итак, материал для стеллажа стоит: 24,8 + 1,6 + 36 + 0,36 + 0,12 + 0,06 + 36 + 12,8 = 94,94 рубля.

Кроме того, израсходованы 0,3 кг. лака (1 кг. лака ПФ стоит 100 рублей) – это 30 рублей.

Израсходованная морилка – 0,25л. (0,5л. морилки стоит 14 рублей) стоит 7 рублей.

20 саморезов, использованных при сборке стеллажа (1 штука стоит 0,5 рубля), стоят 10 рублей.

100 грамм израсходованных гвоздей ( 1 кг. гвоздей стоит 50 рублей) стоят 5 рублей.

Итого на все затраченные материалы израсходовано: 94,94 + 30 + 7 + 10 + 5 = 146,94 рубля.

Приложение