Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Внеклассное мероприятие по теме Мы за и против пищевых добавок

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 293

Мальцева Елена Александровна, учитель химии

Цель: формирование и развитие у школьников познавательного интереса к предмету химия, расширение кругозора учащихся, активизация их мыслительной деятельности, развитие у учащихся потребности к здоровому образу жизни, формирование умений и навыков самостоятельного поиска правильной информации, нывыков ведения диалога друг с другом.

Форма проведения : диспут. Предлагаемая разработка может быть использована для учащихся 10-11 классов как одно из мероприятий в цикле «Неделя химии в школе».

Подготовительный этап:

Учащиеся 10-х классов разделились на три группы :те, кто «За», те, кто «Против» и «Независимые эксперты».Задача каждой из групп заключалась в поиске информации о ПД из разных источников и подготовке вопросов для группы-соперников. В ходе дискуссии учащиеся должны суметь всю имеющуюся информацию правильно сформулировать и доказательно ее преподнести другой группе детей. Задача учителя на подготовительном этапе: работа с каждой отдельной группой детей. Оказание помощи в систематизации материала и составлении плана дискуссии.

Оформление кабинета: презентация «Мы и пищевые добавки», заранее напечатанные на отдельных листах «Роль ПД в промышленности(загустители, ароматизаторы и т.д.) - вывешены на стены, доску или стенд, раздаточный материал для школьников «ПД в черном списке», польза и вред ПД (заранее напечатанные листы, размещенные на стенд или доску магнитную),некоторые химические реактивы и приборы для определения ПД. Наклейки с напитков, чипсов, кириешек и т.д..Иллюстрации из интернета,которые показывают чем и как питается наша молодежь(также размещены на общее обозрение). Посадка детей противоположных сторон напротив друг друга. Зрители занимают места позади школьников 10 класса.

Ход диспута

На доске название диспута: Мы «За» и «Против» пищевых добавок.

Эпиграф «Широко раскинула химия руки свои в дела человеческие».Д.И.Менделеев.

Вступительное слово учителя.

Уважаемые, учащиеся, сегодня у нас предстоит очень серьезный разговор о таких химических веществах как пищевые добавки. И чтобы этот разговор состоялся, вы серьезно к нему готовились, создавали группы, добывали всевозможную ценную информацию, перерабатывали ее, готовили вопросы, доказательства.

Ваша задача на уроке заключается в умении показать

  1. насколько вы владеете информацией о ПД;
  2. вести диалог со своими товарищами;
  3. анализировать, обосновывать, доказывать, делать выводы;
  4. внимательно слушать, правильно ставить вопросы и отвечать на них.

Но самая главная задача на уроке будет сформулирована чуть позже, когда я вам задам несколько вопросов.

Итак, эпиграфом нашего диспута является слова Менделеева Д.И. «Широко раскинула химия руки свои в дела человеческие».

  1. 1.Как вы думаете, в чем смысл данного высказывания?
  2. Вспомните о себе. Какие продукты питания больше всего любит молодежь, подростки?
  3. Что является продуктами быстрого приготовления?
  4. За что вы так любите чипсы, кириешки, пюре и вермишель быстрого приготовления, напитки «Фанта», «Кока-кола» и др.?
  5. Как вы думаете, почему они такие вкусные?

Учащиеся формулируют цель: узнать, что такое пищевые добавки, какова их роль в пищевой промышленности, какую пользу они приносят для человека, какими вредными свойствами обладают, может ли человек обойтись без пищевых добавок.

Учитель: Среди школьников есть три группы детей, которые готовы защищать противоположные стороны ПД и есть те, которые будут слушать внимательно ту и другую сторону, соглашаться или не соглашаться с ними, а в конце беседы постараются сделать вывод о целесообразности применения ПД . Они выскажут свою точку зрения на происходящее.При необходимости у доски работает по одному ученику от каждой группы для того, чтобы вывешивать заранее ими приготовленные короткие высказывания в пользу той или другой стороны ПД.

Учитель для группы «ЗА»: Что такое пищевые добавки? За разъяснениями обратимся к группе «За».

Группа «За»: ПД -это разрешенные Министерством здравоохранения РФ химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи, но которые преднамеренно добавляют в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортирования с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения органолептических свойств. Вы видите на экране названия групп ПД в зависимости от выполняемой ими функции. ( Идет перечисление, дети знакомятся с группами ПД). Школьники поясняют некоторые функции ПД для большего убеждения в том, что без них технологический процесс невозможен. Например, эмульгаторы образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз таких как масло и вода (для большей убежденности на столах этикетки сырков, творожков и т.д.), консерванты повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами(на столах также этикетки от «кока колы»,йогурта и др.) и т.д.

Группа «Против»: Согласны. Роль ПД в пищевой промышленности велика. Но как быть с тем, что доказано медициной. Многие заболевания возникают в результате нарушения обмена веществ в организме, связанные с употреблением, в том числе и пищевых добавок. Разнообразные виды аллергии, ожирение, гипоксия, заболевания ЖКТ и др.(на слайде идет перечисление) медики часто связывают с продуктами питания, в составе которых присутствуют те же консерванты, антиокислители, красители, ароматизаторы и т.д. Что вы скажите в оправдание этому? Ведь здоровье человека всегда должно волновать всех в первую очередь.

Группа «За»: Прежде чем ПД будет включена в технологический процесс, она оценивается по ряду медицинских, биологических, физических и химических исследований.

Учитель:А можете ли вы нам рассказать какие исследования проводят в связи с этим?

Группа «За» В экспериментах на лабораторных животных устанавливается доза, не оказывающая нежелательного воздействия на организм. Далее полученную дозу сокращают в 100 раз с учетом чувствительности человека. Сложные расчеты позволяют вычислить нормативы для каждой конкретной добавки.

Группа «Против» Но, часто пишут, что медики за рубежом в своей стране запретили ту или иную добавку, а технология российской продукции нередко, не обращая на это никакого внимания, продолжает ее использовать. Например,Е-952 (цикламовая кислота)-сахарозаменитель. Опасный канцероген. ЗАПРЕЩЕН в ЕС,США, Японии. Используется для производства «Кока колы» или Е-576 (глюконат натрия)- усилитель вкуса. Используется в производстве картофеля «Фри».

Группа «За» Да, с 1994 года существует список «Пищевых добавок, разрешенные к применению в пищевой промышленности РФ». Но, существует и отдельный список добавок, запрещенных к применению. И российские технологи этого обязательно придерживаются. (На экране список запрещенных в РФ пищевых добавок). Да, любую сомнительную ПД – исключают без сомнения.

Учитель: назовите некоторые из них, а на столах у детей они заранее напечатаны как памятки.

Группа «Против»: Краситель цитрусовый красный (Е 121) применялся для обработки корки апельсинов. Бромат калия (Е 924а) и бромат натрия (924а) в небольших дозах применялись для улучшения качества муки и хлеба, которые разрушают в организме витамины группы В.

Конечно, нас заинтересовали такие «вкусные» продукты питания как лапша и пюре быстрого приготовления, йогурты, картофель»Фри»,чипсы, кириешки, жевательная резинка, разные газированные напитки. И мы решили провести некоторые исследования.

В первую очередь изучили их состав. Берем этикетку и читаем перечень ПД сухариков: Е-621,Е-627,Е-631;чипсов:Е-621,Е-627,Е-631;кака-кола Е-950,951,952,338,330,211,лапша Е-621,631,150д ит.д.

Изучили влияние их на организм человека. Вот несколько примеров:

  1. Самая распространенная добавка Е-621 (глутамат натрия) аллерген, ухудшает зрение, опасен для детей привыканием.
  2. Е-627(гуанилат натрия) нарушает артериальное давление, ведет к расстройствам желудка.
  3. Е-631 (инозинат натрия) нарушает артериальной давление. Опасен для детей.
  4. Е-950 (ацесульфам калия) ухудшает работу сердца.

Провели небольшие эксперименты. Один из учащихся прямо в классе проводит лабораторное исследование чипсов.

  1. Растираем чипсы на фильтровальной бумаге. На бумаге появляются следы жира.
  2. растворяем растертые чипсы в воде, нагреваем в пламени спиртовки и фильтруем через фильтровальную бумагу, содержимое фильтрата переливаем в две пробирки. В первую добавляем настойку йода. Проявляется темно-синее окрашивание-доказательство наличия крахмала. Крахмал-это углевод. А употребление большого количества жира вызывает ожирение. Во вторую пробирку наливаем нитрат серебра. Выпадает белый творожистый осадок-доказательство наличия в чипсах поваренной соли. Избыток соли нарушает кислотно-щелочной баланс, приводит к гипертонии.

Другой из школьников проводит эксперимент с напитком «Фанта»

  1. Профильтруем напиток через фильтровальную бумагу с активированным углем. Как видно краситель остался на фильтре.
  2. А сейчас докажем ,что в напитке находится кислота. Поместим несколько капель лакмуса в отфильтрованный раствор. Видно, что он окрашивается в розовый цвет Эта окраска указывает на кислую среду напитка. Значит, этот напиток не рекомендован людям, у которых повышенная кислотность желудка, гастриты и язва.

Не слишком ли велик риск,получить «букет» разных болезней? Медики опасаются, что именно детей привлекают данные продукты, которые приводят к необратимым процессам в их молодом организме.

Группа «За»: Но, в пищевой промышленности используют, к счастью, и натуральные пищевые добавки, которые обладают тем, же действием, как и на организм.Они полезные и также придают превосходный вкус продуктам. Например, Все мы знаем приправу карри. Так вот желто-оранжевый цвет этой приправе придает натуральный пигмент куркумин (Е 100), который получают из корня куркумы. Эту пищевую добавку вы можете встретить в качестве красителя в составе чипсов, печенья, макарон и др. Куркумин защищает наши клетки от воздействия агрессивных факторов извне (микробов, токсических веществ и др.). Также куркумину приписывают способность стимулировать иммунитет, снижать уровень холестерина, противовоспалительные и антиоксидантные (важно для профилактики онкозаболеваний!) свойства. Агар (Е406, получают из бурых и красных водорослей) содержится в мармеладе, зефире, пастиле, жевательных конфетах. Это загустители, желеобразователи и стабилизаторы. Агар усиливает перистальтику кишечника, помогает вывести из организма токсины и шлаки, содержит кальций, магний, железо, медь, витамины Е, К и В5, цинк, йод (полезен и для щитовидной железы).Молочная кислота (Е270),обладает антимикробным действием. В больших количествах она содержится в пищевых квашеной капусте и огурцах, кефире, простокваше. В качестве пищевой добавки ее часто добавляют в квас натурального брожения и другие безалкогольные напитки.Лецитин (Е 322) в естественном виде содержатся в молоке, яичном желтке, икре и относятся к группе полезных для нашего организма фосфолипидов. В качестве пищевой добавки обычно используют соевый лецитин или лецитин из подсолнечника, которые производят из хорошо очищенного отфильтрованного соевого (или подсолнечного) масла. В состав соевого лецитина входят витамины А и Е. Лецитины используют в качестве эмульгаторов при изготовлении шоколада и шоколадной глазури, кондитерских, хлебобулочных и макаронных изделий, маргарина, майонеза. Кстати, добавление лецитина к шоколаду еще и препятствует старению («поседению») шоколада (он выступает как антиокислитель).Лецитин восстанавливает структуру печени и легких, регулирует выработку желчи, предупреждает развитие цирроза при злоупотреблении алкоголем, эффективен при профилактике атеросклероза, выводит излишки холестерина, участвует в формировании и нормальном развитии мозга и нервной системы ребенка (важен для питания беременных женщин).А также камедь. Существует несколько видов камеди: камедь рожкового дерева (Е 410), гуаровая (Е412), ксантановая (Е 415). Это все вещества растительного происхождения, они являются полисахаридами и безопасны. Гуаровая камедь разрешена даже для питания детей до трех лет. Камеди используются в качестве загустителей, стабилизаторов, эмульгаторов. Используется при производстве плавленых сыров, мороженого и молочных продуктов, фруктовых и овощных консервов, сырокопченых колбас, соусов, кетчупов, майонезов, хлебобулочных изделий, маргаринов. (Можно на выбор).

Группа «Против»: А как быть с синтетическими ПД?

Группа «За»: контроль со стороны государства весьма строгий по отношению к синтетическим пищевым добавкам. Очень активно в настоящее время работают специалисты-эксперты по ПД всех стран мира. Некоторые пищевые добавки изучают несколько десятилетий, прежде чем они попадают в список разрешенных ПД.

Группа «Против» Доводов здесь достаточно. Но, мы особо беспокоимся за молодое поколение. У подростков нервная система очень нестабильна. Такое чувство человека, как «привыкание» не всегда приносит пользу. Реклама, множество кафе «быстрого приготовления», продажа в каждом магазине и магазинчике чипсов, сухариков, жевательных резинок, напитков не может остаться незамеченным.

Группа «За»: Здесь речь идет о воспитании человека к своему здоровью, потребности правильного питания. Перекусы и полноценный обед! Это уже зависит от сознания человека. Поэтому вести здоровый образ жизни - это тоже огромный труд.

Учитель: Много доводов выслушали мы в пользу пищевых добавок и существует множество причин остерегаться данных веществ. Какие выводы можно сделать из всего выше сказанного.

Независимые эксперты. Наши выводы:

  1. Покупая любой продукт в магазине, мы должны приучать себя читать всегда состав продукта. Подозрительные, на наш взгляд, компоненты должны заставить нас найти о них как можно больше информации, а затем уж решать покупать или нет.
  2. Прислушиваться не к рекламе, т.к. это двигатель продаж, а добрым советам медиков, своих мам и бабушек.
  3. Питаться здоровой пищей. Купить полуфабрикат в магазине, никогда не поздно. А приготовить самим из свежего мяса, рыбы, овощей, выращенных на собственном участке, домашнюю лапшу, йогурт это только, на первый взгляд, кажется сложно.
  4. Можно иногда позволить себе баночку газированного напитка, упаковку сухариков , кусочек ветчины или картофель «Фри»,но злоупотреблять этим, как мы поняли из исследований нельзя.
  5. Самое главное, государство и пищевая промышленность должны своим гражданам и потребителям гарантировать безопасность пищевых продуктов. А человек запастись здравомыслием и выбирать то,что считает нужным для себя.