Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Интегрированный урок по теме Во все века жила, затаена, надежда – вскрыть все таинства природы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 295

Печерских Елена Николаевна, учитель химии

Эпиграф

“Во все века жила, затаена надежда – вскрыты все таинства природы”

Брюсов

Ход урока

Начинает урок учитель химии со слов:

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Уже сегодня необычный,
От всех других весьма отличный

Сегодня на уроке мы поговорим о единстве таких наук как физика и химия, и это неслучайно, ибо они действительно связаны между собой. Для начала выясним что физика – это наука? (о природе); химия – это наука? (о природе);

Выступает ученик (звучит тихая музыка)

“Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире…
Во все века жила, затаена
Надежда вскрыть все таинства природы,
К великой цели двигались народы”

(Валерий Яковлевич Брюсов)

Учитель физики

Итак, тема нашего урока “Во все века жила, затаена надежда – вскрыты все таинства природы”

Учитель физики

Я очень люблю природу и науки, которые её изучают, в частности химию и физику.

Как вы думаете, можно ли изучение химии и физики совместить (совмещать) с музыкой?

Я предлагаю вам совместить полезное с приятным.

(Звучит фонограмма песни “Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…”)

Вопрос

Ребята, имеет ли эта песня какое либо отношение к физике и химии и конкретно к теме нашего урока?

Вопрос

О чём, с точки зрения физики, в ней поётся?

Ответ:

О девчёнках и мальчишках, т.е. о физических телах.

После этого на экране по щелчку мышки появляеся слово физическое тело.

(На столах находятся различные предметы (игрушки, стаканы и др.))

Вопрос (Учитель химии)

Что характерно для физических тел?

Ребята, обратили ли вы внимание, что в песне звучит один и тот же вопрос? Из чего же сделаны наши мальчишки.

Из чего же сделаны физические тела, лежащие на ваших столах:

Ответ

Физическое тело состоит из?(вещества)

Вещества

После этого на экране появляется слово вещество.

Учитель физики

Физика и химия изучает явления.

Вопрос

Что такое явление?

Ответ

Физика изучает изменения, которые происходят с физическими телами.

Учитель химии

Вопрос

А какие явления изучаются на уроках химии?

Ответ

Явления при которых изменения происходят не с телами, а веществами, их свойства и превращения.

Вывод

Следовательно песня о физических телах и веществах.

Учитель физики

Вопрос

Ребята, а вещество имеет какое-либо строение? После этого вопроса ученик отвечает 1 положение.

“Вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки”

Учитель химии

Как называется мельчайшая частица вещества? (молекулы и атомы) Атомы настолько малы, что увидеть их невооруженным взглядом нельзя. Тем не менее их можно классифицировать по размерам, массе, свойствам. И таких видов атомов не так уж много. 110. И называют их химическими элементами.

Ребята, а вы никогда не задумывались над тем, что :

  1. Когда вы держите в руках книгу, вы держите в руках молекулы
  2. Когда вы стоите в классе или находитесь на улице, вас атакуют сотни молекул
  3. Если вы наслаждаетесь пищей или напитками – вы наслаждаетесь молекулами
  4. Если вы наслаждаетесь краской орхидеи или красотой ландшафта – вы восхищаетесь молекулами.
  5. Если вы чувствуете запах – вы ощущаете молекулы
  6. Вы одеты в молекулы, вы едите молекулы и вы видите молекулы

В конце концов вы сами построены из молекул

Молекулы представляют собой характерные сочетания из нескольких атомов.

Учитель физики

Вопрос

Каков характер поведения молекул?(Ученики отвечают II и III положение)

2 положение: эти частицы находятся в непрерывном и беспорядочном движении.

3 положение: эти частицы взаимодействуют между собой.

Вы, конечно догадались, ребята, о каких таинствах природы будем говорить – о строении вещества. Эта тема вам уже знакома.

! Сегодня на уроке вы должны:

Знать: основные положение АМТ

Уметь: Применять основные понятия АМТ в нестандартных условиях (ситуациях)

Учитель химии

Особенностью пытливого ума
Является лишь то, что ему нужно лишь
Немного увидеть и услышать
Для того, чтобы он мог потом
Долго размышлять и многое понять.

Ребята, дом – это самое важное для человека. Мы с вами находимся в здании лицея – уютном и тёплом. Ведь лицей – это тело. Давайте на уроке создадим свой дом (из молекул и атомов).

Начнём… Рассмотрим фрагмент из художественного произведения Толстого “Как в городе Париже”.

Как в городе Париже починили дом.

В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вдел с обеих сторон в стены железные ушки, потом сделал железную полоску, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полоску на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Так он задел крюками за ушки и оставил её так. Полоска стала остывать и сжиматься и стянула стены.

Вопрос

Какое свойство твёрдых тел использовалось для стягивания стен

Ответ

Этот отрывок доказывает, что вещества состоят из мельчайших частиц.

После этого на экране появляется картинка про расстояние между атомами.

Учитель химии

Для того чтобы доказать, что вещество дробится до атомов проведём опыт с шоколадкой.

Вопрос

На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку?

Ответ

Шоколадка, как любая материя, состоит из множества мельчайших частиц, поэтому одну шоколадку можно разделить на всё население Земного шара и её хватит всем, но самому щедрому мальчику при такой делёжке, конечно же, достанется крайне мало.

Вывод

Из отрывка и нашего опыта с шоколадкой делаем вывод, о том, что изменение температуры влечет за собой изменение объёма. А опыт с шоколадкой доказывает, что вещество дробится.

Построили 1-й этаж

Учитель физики

Приступаем к строительству второго этажа. Читаем отрывок Фея — цветок

“Однажды утром, спускаясь по лестнице, чтобы пойти купить молока, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла — нагнулась, подняла и видит: смятый красный цветок. Кто-то, должно быть, наступил на него и растоптал его нежные лепестки, но от него шёл такой чудесный аромат. Почистила цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазочку со свежей водой. Цветок и ожил, наполняя воздух благоуханием.”

Вопрос

Почему запахи распространяются в воздухе?

Ответ

С точки зрения АМТ объясняется тем, что молекулы пахучего вещества перемешиваются с молекулами воздуха, т.е. Происходит диффузия в газах.

Учитель химии

(Опыт с нашатырным спиртом)

Опыт

Ватку, смоченную нашатырным спиртом привожу в соприкосновение с фенолфтолеиновой бумагой и наблюдаем, как появляется малиновая окраска. Или вторую ватку смоченную NH4OH помещаю на дно стеклянного сосуда, а индикатор прикрепляю к крышке и закрываю. Через некоторое время бумага окрашивается в малиновый цвет.

Ребята, давайте объясним это с точки зрения АТМ.

Ответ

Изменение цвета — химическая реакция.

Ответ

Явление диффузии — это проникновение молекул одного вещества в другое.

Опыт с шариками (Учитель физики)

Учитель химии

Диффузия в жидкостях

Кристаллик перманганата калия, опущенный на дно цилиндра с H2O, растворяется и окрашивает весь раствор в малиновый цвет.

А в твёрдых телах возможна диффузия?

Учитель химии рассказывает о диффузии металлов

Была доказана таким опытом: две отшлифованные пластинки свинцовая и золотая были положены одна на другую и оставлены под грузом. Через несколько лет во всех частях свинцовой пластины были найдены частицы золота и наоборот.

Подводит вывод учитель химии.

Ребята, почему мы остановились именно на диффузии.

Ответ

Диффузия основа жизнедеятельности животных и человека, а также растений. Из биологии вы знаете, что O2 попадает в кровь и, благодаря диффузии разносится по всем тканям, органам и клеткам нашего организма.

Итог учитель физики

Построили 2-й этаж

Итог

Процесс диффузии доказал, что молекулы находится в связи с непрерывным движением. Начинаем строить третий этаж, доказывающий взаимодействие молекул.

Чтение отрывка из “Гулливера”.

“Гулливер” готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие. Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса. Мне дали жир 300 коров для смазки лодки...

Вопрос

С какой целью лодку смазывали жиром?

Частицы взаимодействуют между собой и притягиваются друг к другу.

Демонстрация

Два стёклышка: с жиром, а второе нет.

Пипетки капают H2O. От стёклышка с жиром капельки вода отскакивают (не притягиваются) и наоборот.

Давайте на простом примере покажем взаимодействие молекул.

Два человека выходят к доске, держась за руки, а потом расходятся.

Построили 3-й этаж

После этого слова учителя физики

Мы начали строительство дома, но без углов дом не строится, а без пословицы – речь не молвится, а каков физический смысл следующих пословиц?

  1. Ложка дёгтя бочку мёда портит. (диффузия)
  2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. (взаимодействие)
  3. Дружба, как стекло: разобьёшь — не соберёшь. (взаимодействие)
  4. Как с гуся вода. (Взаимодействие)

Итог общий.

Чтобы завершить строительство дома, нам необходима историческая справка

Учитель химии читает

Философы разные в Греции жили
И многие славу в веках заслужили.
Искали философы тайну Вселенной
Природы и Вечности силы сокровенной
Воздух, Металлы, Огонь и Вода,
Атомы их занимали тогда.
Свет и тепло и предметы и звуки.
В Греции все зарождались науки
Природу учились понимать греки.

Можно плыть по реке и парить в облаках
И шагать по земле, увязая в песках
Но — сгущается пар
Застывает река
А твердейшая бронза порою — мягка
“…”
Сложен мир из малейших частиц!
Так считал древний грек Демокрит.

Учитель химии

Демокрит, Левкипп, Эпикур считали, что все вещества состоят из атомов и эти атомы могут быть различными. На чём основали свои убеждения знаменитые мыслители древнего мира? Обратимся к поэме Лукреция Кара “О природе вещей” в которой он отразил воззрение атомистов древней Греции о строении вещества.

Читает ученик

“Запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают
Но это всё обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движение:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может
И наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет...”

Учитель физики

На чём же основали атомисты своё воззрение?

Ответ

На наблюдениях, опытах и источниках познания

Учитель химии

Убежденным атомистом был великий соотечественник Ломоносов.

Он был учёный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чём сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
А что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силён
Историк он, географ он
И как сказал о нём поэт:
“Он сам был — университет!”

После этого подводится итог урока.

Одновременно высвечивается на экране таблица и домик.

Основные положения АМТ необходимы для объяснения свойств веществ.