Уметь свободно ориентироваться в огромном потоке информации, приобретать знания самостоятельно, развивать свой интеллект, адаптироваться в социуме, профессионально самореализоваться, быть конкурентоспособными в будущей жизни – вот те умения, которые актуальны в современном мире.
Одна из задач модернизации школы – создание образовательной среды, в которой любой ребенок может развивать свои способности к самостоятельному поиску и получению новых знаний, приобретать и развивать практические умения решать жизненные задачи.
Так как мы не знаем, с какими ситуациями могут столкнуться наши ученики в будущем, учить их надо тому, что они смогут применить в любых ситуациях. В условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, для организации своей личной жизни.
Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.
Решение задач не самоцель, а средство развития таких ключевых компетентностей, как учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. Анализ заданий, связанных с решением проблем, позволяет определить их характерные особенности. Все химические задачи представляют собой описание некоторых практических ситуаций. В каждой из них содержится проблема, решение которой требует от учащегося использовать предметную информацию, полученную в процессе обучения, учитывать и извлекать информацию из текстов, таблиц, справочников, используя при этом интеллектуальные умения различного вида. Например, решая химическую задачу, учащийся должен проявить следующие умения интеллектуального характера: уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме, извлекать нужную информацию из условия задачи, видеть скрытые данные, обобщать факты и делать выводы, уметь сравнивать, анализировать, различать, осуществлять выбор, искать закономерности.
Анализ обучения свидетельствует о том, что усвоение знаний происходит в процессе активной мыслительной деятельности учащегося при решении им задачи через выделение существенных сторон проблемы путем анализа, абстрагирования и обобщения. Правильно подобранные задачи в соответствии с уровнем развития учащихся не только реализуют их психологический потенциал, но и мобилизуют личность в целом, охватывая эмоциональную сферу, интересы, потребности.
Чтобы задачи будили мысль и развивали мышление, они должны быть посильны. Тогда мысль учащегося последовательно переходит от одного объекта к другому, это приковывает его внимание к задаче и стимулирует дальнейшее решение. Решение задач с психолого-педагогической точки зрения формирует в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.
Как научить школьников решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий алгоритм, овладение которым гарантировало бы решение любой задачи. Поэтому необходимо формировать у учащихся обобщенное умение решать задачи, структуру рассуждений при поиске решения, задать правильную ориентацию на поиск. В результате повышается вероятность успеха и уменьшается время поиска решения проблемы.
В качестве иллюстрации вышесказанного хочется привести методическую разработку семинара “Решение задач по теме “Углеводороды”, где работа строится на формировании обобщенных умений решать задачи с использованием индивидуальной и групповой работы. Необходимость включаться в ситуации общения, координирования действий с участниками группы также способствует развитию ключевых компетентностей, а именно, умения уживаться с другими, быть терпимыми, эффективно работать в группе на общий результат.
Цели:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма: семинар
Методы обучения: индивидуальна и групповая работа, словесно – наглядные методы.
Оборудование: карточки – задания для проведения диагностики.
План урока:
3. Семинар по решению задач.
“Задача – это знаковая модель проблемной ситуации”. (Л.М.Фридман)
Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительной деятельности, практических действий на основе знаний законов, теорий и методов химии, направленных на закрепление и расширение знаний, развитие химического мышления.
Цель занятия (для учащихся): учиться мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.
(Учащийся – консультант совместно с преподавателем)
Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач взяты из книги Д.Пойа “Как решать задачу”.
Д. Пойа – основоположник эвристики – пытался найти общий подход к решению задач. Значение его рекомендаций состоит в том, что они способствуют формированию структуры рассуждений при поиске решения, задают правильную ориентацию на поиск. В результате повышается вероятность успеха и уменьшается время поиска решения.
Рекомендации от Д Пойа:
(Из всего выше сказанного вместе с учащимися составляется схема решения задачи).
Схема решения задачи:
Типовые задачи на вывод молекулярной формулы прилагаются к уроку.
Решение задач проходит в группах; затем организуется обсуждение результатов и обмен мнениями.
Организуется беседа по вопросам: что понравилось, что не получилось, что мешало достижению цели.
Типовые задачи на вывод молекулярной формулы
19*. 3,92 л смеси газообразных алкена и алкина, содержащих одинаковое число атомов углерода могут присоединить 40 г брома. Образовавшаяся при этом смесь имеет массу 47,2 г. Определите качественный и количественный состав исходной смеси углеводородов.
20*. При полном сжигании 0,1 моль ациклического углеводорода образуется 5,4 г воды и выделяется 8,96 л углекислого газа (н.у.). При взаимодействии этого углеводорода с эквимолярным количеством брома при 400С образуется преимущественно дибромалкен симметричного строения с атомами брома на концах цепи. Определите молекулярную и структурную формулы вещества.