Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Рабочая программа по курсу Россия и мир в ХХ – начале XXI в.. 9-й класс, образовательная система Школа–2100

Добавлено: 2018.06.14
Просмотров: 17

Лукьянова Наталья Владиленовна, учитель истории

I раздел. Цели и задачи программы

Рабочая программа по курсу «Россия и мир в XX – начале XXI века» составлена на основании федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы общеобразовательных учреждений по истории, является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, анализировать формы человеческого взаимодействия, а также показать единство мира в XX – начале XXI века.

Цели программы:

Задачи программы: в результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

В первой главе «Витязь на распутье» освещаются основные события и проблемы российского общества на рубеже 19 – начала 20 века. Во второй главе «Потрясения и последствия Первой мировой войны» анализируются события первой мировой войны, ее влияние на мировую историю. Третья глава «Революционный взрыв (Россия в 1914-1922гг)» показывает кризис российской государственности в 1917 году, влияние первой мировой войны на историю страны, становление советского социалистического государства. Четвертая глава раскрывает противоречия строительства социализма в 1922-1939гг, формирование тоталитарной системы в СССР. Пятая глава «Мир между войнами» показывает развитие мировой истории между войнами, зарождение и формирование фашизма, как один из выходов из мирового кризиса. В главе шестой анализируются причины и ход величайшей трагедии человечества – Второй мировой войны, роль советского народа в войне, ее влияние на дальнейший ход истории. Глава седьмая «Во времена «холодной войны» содержит следующие темы: «Разделенный мир», «Капиталистический Запад», «Социалистический Восток», показывает мир в период противостояния капитализма и социализма. В главах восьмой и девятой раскрывается история послевоенной истории, кризис застоя, распад Советского Союза и современная история России.

Формы и методы преподавания:

Формы контроля: тестовые работы (по типу ГИА, ЕГЭ); практические работы по историческим документам и текстам; исторические диктанты; повторительно-обобщающие уроки. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. История России 9 класс, XX – начало XXI века, М: Баласс, 2010;
  2. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история 9 класс, история новейшего времени. М: Баласс, 2010.

Дополнительные ресурсы:

  1. История России 1861-1917. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998.
  2. История Современной России 1985-1994гг. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра,
  3. В.В.Кириллов, М.Н.Чернова. История России 1800-2002 гг. поурочные методические разработки и сценарии уроков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  4. Материалы подготовки к единому государственному экзамену по истории;
  5. Материалы подготовки к ГИА по истории;
  6. Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ;

II раздел. Календарно-тематическое планирование

III раздел. Содержание курса включает в себя ЗУН:

Глава 1. «Витязь» на распутье (Россия на рубеже 19-20 веков)

Глава 2. Потрясения и последствия Первой мировой войны (мир в 1014-1923 годах)

Глава 3. Революционный взрыв (Россия в 1914-1922гг)

Глава 4 Строительство социализма (СССР в 1922-1939гг)

Глава 5. Мир между войнами (1922-1939 гг):

Глава 6. Пожар Второй мировой войны (1939 – 1945 гг).

Глава 7. Во времена «холодной» войны.

Глава 8. Через тернии к звездам (СССР в 1945 – 1985гг)

Глава 9. Испытание свободой (от СССР к современной России 1985-2010 гг)

Умения (в том числе и ОУУН):

1. Хронологические умения:

2. Работа с источниками:

3. Описание (реконструкция):

4. Анализ, объяснение:

5. Версии, оценки:

Виды самостоятельной работы учащихся в ходе изучения курса:

Средства обучения: учебники, электронные учебники, модули на печатной основе, компьютеры,мультимедиапроектор, исторические карты и атласы.

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Концентрический принцип изучения истории, позволяет готовить учащихся к такой форме государственной (итоговой) аттестации как ЕГЭ уже в основной школе. Прежде всего, это выражается в отработке практических навыков в решении тестовых задач, анализе документов, определении по ним эпохи, исторических персоналий, значения тех или иных событий в истории страны, систематизации и изложении материала, рассмотрении версий и оценок событий прошлого. В ходе изучения курса «Россия и мир» используются задания в соответствии с кодификатором элементов содержания образования по истории. Во время контроля знаний используются задания единого государственного экзамена для 9-х классов. В модули на печатной основе включены задания для самопроверки так же по типу ЕГЭ.
Наряду с историческими умениями и общеучебными навыками, у учащихся основной школы формируются такие умения и навыки как: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе, отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Определять для себя в какой последовательности будут решаться задачи, выработка «внутренних часов», чтобы успеть выполнить максимальное количество заданий.

Для учащихся рекомендованы следующие ресурсы для подготовки к экзамену в новой форме (используются учителем для подготовки к егэ):

  1. Алексашкина Л.Н. История. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, самостоятельная подготовка к экзамену. М: Экзамен, 2009г;
  2. Владимирова О.В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, в 2-х частях. М: Астрель, 2009;
  3. Корсаков Г.Г. История: тесты, задания, лучшие методики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  4. Симонова Е.В. Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс, практикум. М: Экзамен, 2008;
  5. Тренировочные варианты экзаменационных работ по истории, изданные ФИПИ, 2008-2010гг.
  6. Варианты ЕГЭ по истории 2002-2010гг (сеть ИНТЕРНЕТ);

Литература:

  1. Новые государственные стандарты школьного образования. М: Астрель, 2006;
  2. Программы общеобразовательных учреждений. История «Академический школьный учебник», 5-11 классы. М: Просвещение, 2009;
  3. Рабочие программы по истории 5-11 классы. Линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово», М: Глобус, 2009.
  4. Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.– М.: Прогресс, 1992.
  5. Варианты ЕГЭ по истории 2002-2010гг ;
  6. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. История России 9 класс, XX – начало XXI века, М: Баласс, 2010;
  7. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история 9 класс, история новейшего времени. М: Баласс, 2010.
  8. История России 1861-1917. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998.
  9. История Современной России 1985-1994гг. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998;
  10. Корсаков Г.Г. История: тесты, задания, лучшие методики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  11. Симонова Е.В. Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс, практикум. М: Экзамен, 2008;
  12. Тренировочные варианты экзаменационных работ по истории, изданные ФИПИ, 2008-2010гг.